Краткий обзор журналов «Свободное воспитание»
Общественное движение в России на рубеже XIX - начала XX вв., перемены в общественной и духовной жизни не могли не повлиять на развитие образования в стране. Именно в это время, в период обострения борьбы идей за обновление школы, возрастает интерес к педагогической литературе, в стране резко увеличивается количество периодических изданий, которые становятся проводниками прогрессивных идей в области образования и воспитания.
В фондах БУК «Омский музей просвещения» хранятся журналы этого периода, содержащие богатый материал из истории просвещения, а также периодические издания, являющиеся методическими пособиями для учителей и воспитателей. В их ряду: «Вестник воспитания», «Вестник просвещения», «Воспитание», «Известия по народному образованию», «Народное образование», «Народный учитель», «Народная школа», «Педагогический листок», «Педагогический сборник», «Русская школа, «Русский народный учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа» и др. В настоящее время они являются библиографической редкостью.
Среди этих изданий своим радикальным направлением выделяется ежемесячный иллюстрированный журнал «Свободное воспитание», выходивший с 1907 по 1918 гг. и имевший своей целью разработку вопросов о воспитании и образовании, основанных на самодеятельности, на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде, как необходимой основе жизни. Журнал, рекомендованный для городских и сельских учителей, а также для родителей выходил под редакцией русского и советского писателя, просветителя, педагога, редактора и издателя книг и журналов для детей, одного из ближайших сподвижников Льва Толстого - Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864 - 1940).
Основными задачами издатели журнала считали разработку вопроса о реформе личной, семейной и общественной жизни в плане изменения условий воспитания; содействие защите детей от жестокости и эксплуатации.
В данной статье представлен обзор статей из журналов, хранящихся в фондах музея: № 10 (1911 - 1912 гг.), № 5 (1913 - 1914 гг.), № 8 (1913 - 1914 гг.), № 5 (1915 - 1916 гг.), № 7 (1915 - 1916 гг.), № 8 (1915 - 1916 гг.). Подписной год журнала считался с 1 сентября по 1 сентября.
Разделы и рубрики журнала были разнообразны и освещали дошкольное, нравственное, религиозное, половое воспитание, а также воспитание детей в первые годы жизни и детей с отклонениями в развитии. Публиковались статьи по методике преподавания в начальной школе и обзоры учебных программ, обсуждались идеи и опыт свободного воспитания за рубежом. Кроме того, на страницах журнала поднимались вопросы о защите детей от жестокости и эксплуатации, о детских самоубийствах, алкоголизме, в журнале также печатались советы родителям по воспитанию детей и по вопросам их здоровья.
Рубрики «Из книги и жизни» и «Из газет и журналов» отражали обзор журналов, книг и газет по вопросам воспитания и образования. Рубрика «Голоса наших читателей» содержала письма читателей.
Главной идеей журнала стала идея самоценности детства, неразрывно связанная с педагогическими взглядами Жан Жака Руссо. В журнале № 10 (1911 - 1912 гг.), к двухсотлетнему юбилею Ж.Ж. Руссо, была опубликована статья доктора философии Мисава Тадасу «Жан-Жак Руссо». В данной статье, анализируя педагогические взгляды и произведение Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», автор пишет: «Человек не живет одним только мозгом, он живет еще больше деятельностью и сердцем. Этим открытием мы обязаны величайшей пророческой книге, оставленной нам невежественным бродягой, увенчанным однако впоследствии самыми образованными и учеными людьми, и имя этого бродяги - Жан-Жак Руссо» (6, с. 27).
В начале ХХ в., когда активно обсуждались вопросы о воспитании детей раннего возраста, на страницах журнала пропагандировалось общественное дошкольное воспитание, обсуждались идеи и опыт создания экспериментальных творческих детских садов и школ, в которых применяли принципы свободного воспитания. В статье А. Мартыновой «Дошкольное воспитание и детский сад» пишется о преимуществе воспитания в детском саду: «Современною жизнью семья часто бывает поставлена в такие условия, при которых она не может дать своим детям полного всестороннего развития. И в обстановке богатства, изнеженности, нянек, гувернанток, и в бедных трудовых кругах, где дети растут без призора, и в замкнутых в узкий домашний мир семьях, развивающих в детях-одиночках узкий эгоизм, и в многодетных, где каждый ребенок прибавляет суетни, шума и наказаний, - везде страдает правильное воспитание, и нигде нет той здоровой обстановки, чтобы вырастить и укрепить душевные и телесные силы ребенка» (3, с. 9).
В детском саду, по мнению автора, у детей развивается чувство ответственности, трудолюбие, укрепляется воля, прививаются полезные навыки, проявляется любовь к доброму, правде и красоте. О дошкольном воспитании также можно прочесть в статьях М. Станиловской «Отчет о занятиях в детском саду Челябинского общества дошкольного воспитания», И. Горбунова-Посадова «Из деятельности Челябинского общества дошкольного воспитания».
В журнале часто публиковал свои статьи известный русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания, философ Константин Николаевич Вентцель (1857 - 1947). В статье «Свободное воспитание и семья» пишет о том, как он представляет семью будущего: «Семья будущего будет свободной кооперацией детей и родителей в деле их взаимного духовного и нравственного совершенствования. Не только родители будут воспитывать своих детей, но и дети будут воспитывать своих родителей и помогать последним становиться все выше и выше в духовном и нравственном отношении. Семья будущего не будет знать того антагонизма отцов и детей, которым пропитана насквозь семья настоящего» (1, с. 60). Для осуществления идей нового воспитания, по мнению автора, необходимо, чтобы между родителями возникли связи для совместного достижения тех или иных целей по воспитанию детей, поэтому нужно создавать родительские организации: клубы, союзы, ассоциации.
Многие статьи журнала сохранили актуальность и для наших дней. Например, в статье К. Лебединцева «Вопрос о способах оценки и контроля познаний учащихся» поднимается вопрос о целесообразности создания надежной системы контроля знаний учащихся, о недостатке и о необходимости отмены экзамена в школе: «…труд, затрачиваемый учащимися на подготовку к экзаменам, труд усиленный и нередко идущий в ущерб здоровью, а равно и труд, употребляемый преподавателями на самое производство экзаменов, - никакой педагогической ценности не имеет» (2, с. 39-40).
Издатели журнала знакомили читателей с зарубежным опытом по воспитанию и образованию детей. Стоит лишь перечислить некоторые статьи, названия которых говорят сами за себя: «О реорганизации физического воспитания в Швеции», «О беседах по алкоголизму в школах Бельгии», «Неделя здоровья в Америке», «Начальные школы в Германии», «Успехи в области педагогики в Венгрии» и др.
В журнале «Свободное воспитание» активно пропагандировался опыт Марии Монтессори (1870 - 1952 гг.) - педагога-психолога, первой женщины-врача в истории Италии. В эти годы в Италии были открыты первые школы, работающие по её системе, побуждающие ребенка реализовать свою индивидуальность, развить природные способности, заложенные с рождения. Российские педагоги проявляли большой интерес к педагогическим идеям Монтессори, и журнал оказывал в этом большую помощь. Например, в статье известного педагога, специалиста в области дошкольного воспитания и начального образования Луизы Карловны Шлегер (1863 - 1942 гг.) в доступной форме рассказывается о методах воспитания Марии Монтессори: «В основе метода Монтессори лежит полная свобода ребенка в его самопроявлениях и использование каждого атома его природной энергии. Доктор Монтессори считает ребенка дисциплинированным, если он владеет собой и в состоянии, поэтому, контролировать себя и располагать собой всякий раз, когда ему нужно исполнить какое-нибудь требование жизни. Свобода ребенка должна быть ограничена общим благом. Ему нужно препятствовать совершать поступки, вредные или оскорбительные для другого. Учитель должен строго избегать репрессии за самопроизвольные действия или заставлять ребенка делать по желанию других…Целью школьной дисциплины должно быть развитие охоты к деятельности, к работе на благо себе и другим. Для этого необходимо развитие независимости в ребенке» (7, 57 - 58).
Статья Л.К. Шлегер опубликована под псевдонимом «Л.Ш.». Под псевдонимом «Н.К.» печатала свои статьи видный теоретик педагогики Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939 гг.).
Статья доктора медицины И. Е. Майзеля «Летние детские колонии» содержит необходимые сведения для педагогов и заведующих, работающих в данных колониях. Как известно, в конце XIX - начале XX вв. в России существовали летние детские колонии, подобные современным загородным лагерям. Обычно колонии размещались в школах или в предоставляемых на время помещичьих домах. Дети, в основном из бедных семей, сами обслуживали себя, знакомились с сельской жизнью, с природой. Исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод о том, насколько благотворно влияло на физическое развитие детей их пребывание в летних колониях: «Отчет 1914 г. московского кружка летних школьных колоний показывает, что с малокровием поехало 78 %, а вернулось только 9 %, таким образом 69 % получило улучшение. Упадок питания наблюдался у 65 %, вернулось назад с плохим питанием только 12 %, - 43 % улучшилось. Неправильное пищеварение в 30 % случаев из 34 % восстановилось до нормы» (4, с.46 – 47).
Пребывание в колонии способствовало расширению кругозора детей. Более половины колонистов никогда не бывали в деревне: «Анкета, проведенная московским педагогическим кружком среди детей, поступающих в московские городские школы, отмечает, что 2 % детей не видали коровы, 6 % не знали, откуда получается молоко, 8 % не видали утки, 16 % - овцы, 26 % - стада» (5, с. 47). В целом, в статье содержится немало интересных и полезных сведений по организации оздоровления детей в летней колонии.
Журнал «Свободное воспитание», родившийся в начале прошлого века, в самый расцвет российской педагогической мысли и просуществовавший чуть более десятка лет, пропагандировал прогрессивные педагогические взгляды, содействовал развитию воспитания и педагогического образования в России. В свете того, что педагогика свободного воспитания находит все больше и больше своих сторонников во всем мире и сегодня, журнал «Свободное воспитание» представляет несомненный интерес не только для исследователей, но и для педагогов, воспитателей и родителей, так как освещает вопросы, актуальные и для нашего времени.
С.Е. Рудницкая
- Вентцель К. Свободное воспитание и семья» // Свободное воспитание. 1912 - 1913. № 8.
- Лебединцева К. Вопрос о способах оценки и контроля познаний учащихся // Свободное воспитание. 1913 1914. № 5.
- Мартынова А. Дошкольное воспитание и детский сад // Свободное воспитание. 1915 - 1916. № 10.
- Майзель И.Е. Летние детские колонии // Свободное воспитание. 1915 - 1916. № 7.
- Майзель И.Е. Летние детские колонии // Свободное воспитание. 1915 1916. № 7.
- Мисава Тадасу. Жан-Жак Руссо // Свободное воспитание. 1911 - 1912. № 10.
- Шлегер Л.К. Мария Монтессори и её метод // Свободное воспитание. 1911 - 1912. № 10.