.
Музейные предметы … Наверное, каждый из них заслуживает особого внимания. Здесь Вы найдете статьи, посвященные отдельным музейным предметам из нашего собрания, как уникальным, так и типичным, но всегда интересным.»
Девичий альбом Томилова Пети
В 2009 году у сотрудников Омского музея просвещения родилась идея проведения выставки, посвященной особому виду письменного фольклора, широко распространенному в школьной среде - девичьему альбому. В фондах музея было выявлено несколько интересных альбомов разных лет. Миниатюрный альбомчик гимназистки из Рыбинска по имени Августа заполнялся на рубеже XIX - XX вв., в 1898-1904 гг. Помимо уверений в любви и дружбе, он наполнен стихами А. Пушкина, М. Лермонтова, А.К. Толстого, С. Надсона. Почти в те же годы (1900-1903) вела свой альбом Сашенька Силина из Тобольска. Кроме уже перечисленных авторов там можно встретить тексты романсов на стихи K.P. (под таким псевдонимом выступал великий князь Константин Романов), В. Краснова, А. Кольцова. Альбом украшен цветными наклейками, которые в больших количествах производились до революции.
Зачетные книжки из фондов музея. Ко Дню российского студенчества.
25 января - День российского студенчества (Татьянин день). Мы подготовили краткий обзор зачетных книжек студентов Омского государственного педагогического института 1930 - 1950-гг. из фондов Омского музея просвещения.
Краткий обзор «Учебника родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Акмолинская область» А.Н. Седельникова
30 августа 2011 г. исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Никитича Седельникова – омского краеведа, педагога, преподавателя естествознания, директора Омской учительской семинарии.
А.Н. Седельников родился 30 августа 1876 г. в Талицком заводе Пермской губернии. Стремление дать детям хорошее образование заставило семью Седельниковых переехать в Омск. Здесь А.Н. Седельников окончил начальную школу, уездное училище, а затем поступил в одно из лучших учебных заведений Сибири – Омскую учительскую семинарию. Уже в годы учёбы он совершил ряд поездок вверх по Иртышу, в окрестности Омска, собрал коллекцию естественноисторических материалов. Интересовался общественной жизнью, изучал запрещённую литературу, посещал нелегальные политические кружки. Впоследствии за ним был установлен надзор полиции. Это и послужило причиной того, что после окончания семинарии Седельников уехал из Омска и в 1996 г. стал вольнослушателем естественного отделения физико-математического факультета Юрьевского университета. В Омск возвратился в 1900 г., в этом же году стал членом ЗСОИРГО. Седельников совершил 17 научно-исследовательских экспедиций, опубликовал 47 научных работ, одна из них - «Озеро Зайсан» была удостоена в 1912 г. золотой медали РГО. Естественно, что об А.Н. Седельникове принято говорить, в первую очередь, как о краеведе, путешественнике. Между тем, 19 лет своей недолгой жизни он посвятил педагогике: с 1900 г. - учитель в Омском уездном училище, с 1907 по 1919 гг. работал в Омской учительской семинарии сначала учителем естествознания, а в 1917 г. стал её первым выборным директором.
Подвеска колесовидная
Подвеска колесовидная. Западная Сибирь, Среднее Прииртышье, II половина I тыс. до н. э.
Случайная находка в Абатском районе Тюменская область близ села Абатского (левобережье р. Ишим).
Артефакт отлит из бронзы. В виде ажурного колесика диаметром 3 см. Миниатюрная модель колеса с четырьмя плоскими спицами, рельефно выделенной ступицей и ободом.
Подвески-нашивки из бронзы, представляющие собой миниатюрные модели колеса повозки, зафиксированы в комплексах раннего железного века на пространствах скифского мира. Являются украшениями и предметами культа. Содержат солярный символ, семантически связанный с пониманием вечного движения жизни, бесконечного бега времени.
Подвеска полая зооморфная
Подвеска полая зооморфная. Западная Сибирь, Среднее Прииртышье, II половина I тыс. н. э.
Предмет изготовлен из «белой» бронзы, представляет собой объемную полую подвеску-пронизку с двумя симметричными стенками, каждая из которых несет ажурное изображение зверя в профиль, стилизованное в сторону хтонического образа.
Прототипом звериного образа в изделии является росомаха.
Франция и Сибирь: история одного учебника
Обучение родному языку издревле считалось главной составляющей обучения детей. Основным же источником знаний всегда выступал учебник, даже теперь, в век информационных технологий и Интернета.
В начале же ХХ в. учебник являлся едва ли не единственным средством обучения. Любой стародавний учебник интересен не только с точки зрения изучения тогдашней системы обучения, но и как культурно-исторический артефакт, в котором представлены культурные образцы и реалии прошлых лет. Если же этот артефакт рожден народом другой страны, его культурно-историческая ценность и исследовательский интерес к нему возрастают многократно.