Омский музей просвещения

г.Омск, ул. Музейная, д.3, тел. +7 (3812) 23‒02‒09

joomplu:1082
joomplu:710
joomplu:625
joomplu:504

5 июня 1881 года было создано Русское хирургическое общество имени Николая Ивановича Пирогова

«Пироговское общество» было основано в Москве по случаю празднования пятидесятилетия врачебной практики великого русского хирурга и анатома, естествоиспытателя и педагога Николая Ивановича Пирогова.

Учредителями одного из самых авторитетных объединений медиков в Российской империи стали ведущие врачи своего времени: Фёдор Эрисман, Алексей Кожевников, Александр Остроумов, Александр Фохт, Василий Шервинский, Эраст Каде и Николай Склифосовский.

Согласно уставу организации, цель общества состояла «в научно-практической разработке врачебных, санитарных и врачебно-бытовых вопросов соединенными силами русских врачей, ученых медицинских обществ и других медицинских коллегиальных учреждений, для чего оно устраивает общие и специальные всероссийские съезды врачей».

Общество было не только профессиональным объединением, но и политическим. 22 ноября 1917 года большинство членов Русского хирургического общества осудило Октябрьскую революцию, после чего дни общества, на фоне конфликта с советской властью, были сочтены.

В фондах Омского музея просвещения хранятся хирургические инструменты начала 20 века.

1234

«Поэма о коне и человеке»

П. К. Клодт5 июня 1805 года – день рождения выдающегося русского скульптора Петра Клодта

Пётр Карлович Клодт родился в Санкт-Петербурге, но его юность прошла в нашем городе. В это время отец будущего скульптора занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса.

Пётр Карлович Клодт происходил из семьи потомственных военных и с детства готовился к службе. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, генерал-майор шведской армии, а отец - барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург - генерал-майор, геодезист и топограф, участник русско-турецких и наполеоновских войн. Портрет старшего Клодта фон Юргенсбурга работы мастерской Джорджа Доу помещён среди 332 генеральских изображений в Военной галерее Зимнего дворца.

Живя в Омске, он поступает, а потом и заканчивает, Омское войсковое казачье училище. В 17 лет, в 1822 году, наследник рода Клодтов поступил Михайловское артиллерийское училище. Всё свободное от учёбы время юноша продолжал посвящать своему главному увлечению. Он не только совершенствует свою технику, но и внимательно изучает лошадей: их позы и повадки.

После выпуска из училища его служба в армии не была долгой, в 1828 году Пётр Карлович вышел в отставку и после этого занимался только творчеством.

Ещё с детства у юного барона появляется интерес к лепке, резьбе и рисованию. Особенно ему нравилось изображать лошадей, что в будущем станет одной из главных тем его творчества.

Пётр Клодт учился самостоятельно, копируя современные и античные произведения искусства, а также работая с натуры. К его наиболее известным работам относятся: квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве (1830-е годы), фигуры коней для Нарвских Триумфальных ворот (1831–33), четыре группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге (1833–50), памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Петербурге (1848–55), памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге (1856–59), «Кобыла с жеребёнком» (1854–55).

КвадрикаТриумфальные воротаПамятник КрыловуПамятник Николаю I

Невероятные приключения А. С. Пушкина в Южной Корее

Памятник А. С. Пушкину в СеулеВ Южной Корее очень ценят и любят классику русской литературы. Среди наших писателей особенной популярностью у жителей Страны Утренней Свежести пользуется Солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин.

Творчество великого русского поэта изучают в школах и читают наизусть при поступлении в театральные вузы.

В Сеуле каждый год проходит Пушкинский фестиваль. Цель фестиваля, по словам организаторов, объединить людей через литературу и поэзию: «культура и искусство – это инструменты мира, которые объединяют людей по всему миру и дают возможность общаться друг с другом, даже не зная языка. Поэтому Пушкинские чтения – это послание дружбы и мира, написанное в стихах».

Одним из выражений любви к Александру Пушкину стало открытие памятника поэту 13 ноября 2013 года. На постаменте выгравированы строки стихотворения «Если жизнь тебя обманет...» и их перевод на корейский.

Вы сможете увидеть фотографию памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Пушкина (Pushkin Plaza) в Сеуле (автор – Юлия Агафонкина), посетив выставку «О Пушкине с любовью…» в Омском музее просвещения.

150 лет старейшему из омских театров

28 мая 1874 года Омская городская дума основала театральную дирекцию, этот день считается днём основания Омского академического театра драмы. Идею театра предложил степной генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский. Благодаря пожертвованиям горожан были собраны средства на строительство здания театра.

Архитектор Эдуард Эзет разработал проект первого, деревянного, здания. Основу репертуара театра составляли водевили и комедии, также ставились оперетты и драмы.

В 1877 году здание театра сгорело, представления проводились в манеже-казарме и здании Общественного собрания. В 1882 году был построен новый театр, но из-за проблем с безопасностью его снесли в 1891 году.

В 1898 году на берегу Оми купец Пётр Сичкарёв построил деревянный театр-цирк с амфитеатром и залом на 800 человек, в котором проходили театральные представления.

С появлением железной дороги в конце XIX века Омск начал активно развиваться. Было создано драматическое общество, и всё чаще стали приезжать профессиональные театральные труппы. Возникла необходимость в современном каменном здании. В 1898 году городская дума приняла решение о строительстве нового здания по проекту архитектора Илиодора Хворинова, которое завершилось в 1905 году.

В феврале 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома «Об объединении театрального дела» Омский драматический театр был объявлен национальным достоянием. За три сезона он трижды менял название: в 1919 – 1920 годах – Большой театр; 1920 – 1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921 – 1922 годы – Сибирский государственный театр. Последний объявил себя «академическим» и своей главной задачей считал культурное просвещение омичей.

В годы Великой Отечественной войны многие актёры ушли на фронт. С ноября 1941 по август 1943 года омские артисты делили сцену с труппой театра имени Евгения Вахтангова, который был эвакуирован в Омск из Москвы. Четыре дня в неделю шли спектакли вахтанговцев, остальные три – омичей. Ключевыми спектаклями того времени были: «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Каца, «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.

Открытка. Омск. Областной драматический театр. Фото Д. Ухтомского. - СССР, Москва, В 1942 году появляется самый значительный спектакль – «Нашествие» Л. Леонова, поставленный режиссёром театра Вахтангова Борисом Захавой.

Как и вахтанговцы, омские актеры выезжали в 1944 году с концертными бригадами на фронт, выступали в госпиталях, мобилизационных пунктах, на селе.

В это же время в студии при театре учился Михаил Ульянов. Молодого талантливого актёра заметили вахтанговцы и это стало для него «путёвкой» в театральную жизнь. В будущем он станет художественным руководителем театра имени Евгения Вахтангова и Народным артистом СССР.

Открытка. Омск. Омский областной драматический театр. Памятник архитектуры 1905 г. Фото В.Ф. Кудринского. Россия, Омск, 2001 г.В разное время на сцене Омского театра драмы блистали настоящие звёзды: Вацлав Дворжецкий, Ножери Чонишвили, Валерия Прокоп, Николай Чиндяйкин, Сергей Чонишвили.

С 1983 года театр получил статус «академического».

В фондах Омского музея просвещения хранятся открытки с изображением Омского академического театра драмы.

22 мая 1906 года) братья Уилбер и Орвилл Райт получили патент на «летающую машину»

«Люди, способные водить самолет, всегда найдутся, но нужен я, тот, кто эти самолеты изобретет — авиаконстуктор».

«Ветер крепчает» (реж. Хаяо Миядзаки, 2013)

За два с половиной года до этого ими был создан первый в мире управляемый самолёт, на котором они совершили полёт возле города Китти-Хок (штат Северная Каролина).

Главным научным достижением братьев Райт считается разработка системы трёх осей вращения самолёта, которая позволила сделать полёт управляемым.

В фонды Омского музея просвещения принимается набор открыток «Как человек научился летать», рассказывающий о ключевых этапах истории воздухоплавания.

1. Воздушный шар2. Дирижабль 3. Самолёт Можайского4. Самолёт 5. Самолёт 6.

8 мая – Международный День Красного Креста и Красного полумесяца

Фото из журналаПраздник отмечается в день рождения основателя Красного креста и первого лауреата Нобелевской премии мира Анри Дюнана, который родился 8 мая 1828 года.

День Красного креста призван подчеркнуть важность участия в спасении человеческих жизней и оказания помощи нуждающимся по всей планете вне зависимости происхождения, социального статуса, вероисповедания и идеологии. Этот день напоминание для каждого из нас, что любая жизнь важна и является высшей ценностью.

ОткрыткаДевиз праздника: «Вместе во имя гуманности».

В фондах Омского музея просвещения хранятся открытка, изданная Никольской общиной Российского общества Красного Креста в 1915-1916 годах, и выпуск журнала «Нива» за 1915 год, на одной из страниц которого напечатана фотография Августейших Сестер Милосердия – Государыни Императрицы Александры Федоровны и дочерей Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны.

Карта "Байкало-Амурская магистраль"

Карта БАМаБайкало-Амурская магистраль была крупнейшим проектом своего времени. Строительство находилось в центре внимания множества людей.

Ярким примером может служить карта БАМа, созданная преподавателем экономической географии Омского педагогического института Петром Тимофеевичем Сигутовым и его студентами.

Пётр Тимофеевич вместе с учениками обозначили трассу Байкало-Амурской магистрали, отразив её экономическое значение, и снабдили карту информационным блоком, в который вошли масштаб, условные обозначения и хронологическая таблица этапов строительства БАМа.

Больше об истории БАМа вы можете узнать, посетив выставку «Мы строим БАМ» в Омском музее просвещения.

«Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!»

Строительство Байкало-Амурской магистрали было крупнейшим инженерным проектом своего времени. Со всей страны приезжали многочисленные добровольцы для участия в главной стройке века.

Было очень важно поддерживать моральный дух и энтузиазм среди участников. Эта задача была возложена на агитпоезда. В них на БАМ приезжали иностранные и отечественные поэты, художники и артисты. По поручению партии творческая интеллигенция создавала яркие проекты: концерты, книги, стихи, плакаты, которые передавали дух времени, масштаб стройки и героизм ее участников.

На выставке «Мы строим БАМ!» в Омском музее просвещения вы можете увидеть плакаты тех лет, которые были любезно предоставлены Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, ставшим партнёром нашего проекта.

АгитплакатАгитплакатАгитплакатАгитплакатАгитплакатАгитплакат

 

 

 

 

 

АгитплакатАгитплакатАгитплакатАгитплакатАгитплакатАгитплакат

В 01:23:47 в субботу 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ

Фото 127 апреля 1986г. была произведена эвакуация 47500 жителей города Припять.

В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части — как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Всех этих людей позднее стали называть «ликвидаторами». Они Фото 2работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. Общее количество ликвидаторов составило, включая последующие годы, около 600 тысяч.

Фото 3Сегодня мы хотим рассказать об омском строительном отряде, который строил жилье для эвакуированных людей и материалы о котором хранятся в фондах Омского музея просвещения

Омским штабом студенческих отрядов был сформирован ССО «Омич» в количестве 46 человек и направлен в с.Федоровка Вышгородского района Киевской области ( 36 км от г.Чернобыля) для оказания Фото 4помощи в строительстве поселка для переселения жителей из 30-километровой зоны. В течении июля-августа 1986г. ССО«Омич» работал на строительстве жилых домов и укладке асфальта. (комиссар - Андрей Мартынов)

В октябрьском выпуске омской газеты "Молодой сибиряк" можно прочитать в разговоре с комиссаром отряда Андреем Мартыновым и бойцами отряда Павлом Кручинским и Юрием Тимощуком. Вот некоторые выдержки:

Фото 5Павел Кручинский, студент транспортного института: - "Почему сам поехал? Что толкнуло? Трудно сформулировать, но ведь каждого из нас, из сорока шести, что-то толкнуло!.. Слухов разных много тогда ходило. Сердцем чувствовал — нельзя им верить. А у страха, знаете, глаза велики, тем более по испорченному телефону муха всегда в слона превращается. Вот и хотелось самому посмотреть, что там такое, пощупать, и желательно обеими руками. У нас в отряде никто не жалеет, что поехал. Где бы мы еще смогли посмотреть такую грандиозную стройку? Приехали — в Федоровке одна столовая была, а буквально через месяц — уже целый поселок из одноэтажных домиков со всеми хозяйственными постройками, бани, магазины, аккуратненькие заборчики, асфальтированные дорожки... Когда вернулись, многие чуть не с состраданием в глаза заглядывают, спрашивают: трудно? Вот наивные люди. А что, в обычном СО легко? А самое главное знаете что? Мы ведь не просто строили, мы строили жилье людям, которым негде жить. Мы знали, что мы строили. Мы знали, кому мы строили. И знали, что халтурить не имеем права."

Андрей Мартынов, комиссар отряда, студент политехнического института: "Мне кажется, в каждом молодом человеке сейчас осталось что-то такое, что тянет, как магнитом, к глобальным делам. В спокойной обстановке это притушевывается, скомкивается и совершенно незаметно. Но стоит только мало-мальски обостриться ситуации, как появляются люди, в которых над всеми другими хорошими и плохими качествами берут верх сознание долга, необходимости, мужская честь, достоинство. Наверное, каждому, кто приносил в областной штаб СО заявление с просьбой зачислить в наш отряд, хотелось в душе стать героем. Не из честолюбия, нет. Хотелось проверить себя. В газетах пишут о тех, кто работал в те дни в Чернобыле — сверхчеловеки. На самом деле, мы убедились, обыкновенные люди. Просто сами условия делают их героями.

А мы просто делали то, что должны были делать

23 апреля 1984 года состоялось открытие Торгового центра "Омский"

ТЦ Здание было построено по проекту ленинградского архитектора Юрия Земцова и является уникальным. Большинство архитектурных решений не имели аналогов в СССР.

Перед командой разработчиков во главе с Земцовым стояла непростая задача – здание должно было выглядеть современным, но в то же время напоминать жителям о рыночной площади, на месте которой оно появилось. По этой причине было решено отказаться от идеи единого плоского здания. Центральной частью проекта стала внутренняя общественная площадь, окруженная торговыми залами разной высоты.

По задумке архитекторов центральное пространство здания должно было освещаться дневным светом, падающим с четырёх сторон. Предварить в жизнь некоторые инженерные решения было непросто. Над их реализацией работали инженеры Ленинградского зонального института Олег Курбатов и Борис Миронков.

За сорок лет существования он стал одним из главных символов нашего города. В фондах Омского музея просвещения хранится набор открыток "Омск" 1988 года, где на ряду с фотографиями Тобольских ворот, Никольского собора, Иртышской набережной и пожарной каланчи присутствует изображение Торгового центра "Омский".