7 сентября 1812 года состоялось Бородинское сражение
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
7 сентября 1812 года состоялось Бородинское сражение. Оно длилось 12 часов и считается самым кровопролитным среди однодневных сражений. Бои проходили у села Бородино в 125 км западнее Москвы.
Французам удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. В своём донесении императору Михаил Кутузов писал: «Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать». Император ответил ему долгожданной наградой: Кутузова произвели в фельдмаршалы.
Известно высказывание Наполеона: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».
В фондах Омского музея просвещения хранится сувенирный набор спичек «150 лет Бородинскому сражению. 1812 – 1962 гг.». Коробок от спичек был произведён Балабановской экспериментальной фабрикой (Калужская область) в 1962 году.
5 сентября 1905 года в городе Портсмут (США) был подписан мирный договор, который положил конец русско-японской войне
Среди подразделений русской армии, участвовавших в крупных сражениях, были Тобольский и Тюменский полки.
В Российской империи была традиция устанавливать памятные плиты в военных соборах. На них выбивались имена погибших и пропавших без вести солдат и офицеров. В рамках этой традиции в 1910 году в Воскресенском военном соборе была установлена плита, увековечивающая память 387 офицеров Тобольского и Тюменского полков, признанных погибшими или пропавшими без вести. К сожалению, до наших дней плита дошла в повреждённом виде, прочитать можно лишь часть имён: Н. И. Бенедиктов, подпоручик Попов, капитан А. Л. Кречетов, поручики Пономарев и Сагитов, подпоручик А. П. Даценко, прапорщик Ф. Д. Таланкин, подполковник П. Г. Сукачев, поручик Сорнаков, прапорщик Ф. Ф. Орлов, Т. Е. Островкин.
Омский музей просвещения проводит исследование памятной плиты. Возможно, среди перечисленных людей есть родственники наших подписчиков. Мы будем благодарны, если вы свяжетесь с нами и расскажете о них.
Подвеска колесовидная
Подвеска колесовидная. Западная Сибирь, Среднее Прииртышье, II половина I тыс. до н. э.
Случайная находка в Абатском районе Тюменская область близ села Абатского (левобережье р. Ишим).
Артефакт отлит из бронзы. В виде ажурного колесика диаметром 3 см. Миниатюрная модель колеса с четырьмя плоскими спицами, рельефно выделенной ступицей и ободом.
Подвески-нашивки из бронзы, представляющие собой миниатюрные модели колеса повозки, зафиксированы в комплексах раннего железного века на пространствах скифского мира. Являются украшениями и предметами культа. Содержат солярный символ, семантически связанный с пониманием вечного движения жизни, бесконечного бега времени.
Подвеска полая зооморфная
Подвеска полая зооморфная. Западная Сибирь, Среднее Прииртышье, II половина I тыс. н. э.
Предмет изготовлен из «белой» бронзы, представляет собой объемную полую подвеску-пронизку с двумя симметричными стенками, каждая из которых несет ажурное изображение зверя в профиль, стилизованное в сторону хтонического образа.
Прототипом звериного образа в изделии является росомаха.
Экспонат в фокусе: «Песенки Вертинского»
.
Музейные предметы … Наверное, каждый из них заслуживает особого внимания. Здесь Вы найдете статьи, посвященные отдельным музейным предметам из нашего собрания, как уникальным, так и типичным, но всегда интересным.»
Франция и Сибирь: история одного учебника
Обучение родному языку издревле считалось главной составляющей обучения детей. Основным же источником знаний всегда выступал учебник, даже теперь, в век информационных технологий и Интернета.
В начале же ХХ в. учебник являлся едва ли не единственным средством обучения. Любой стародавний учебник интересен не только с точки зрения изучения тогдашней системы обучения, но и как культурно-исторический артефакт, в котором представлены культурные образцы и реалии прошлых лет. Если же этот артефакт рожден народом другой страны, его культурно-историческая ценность и исследовательский интерес к нему возрастают многократно.
Девичий альбом Томилова Пети
В 2009 году у сотрудников Омского музея просвещения родилась идея проведения выставки, посвященной особому виду письменного фольклора, широко распространенному в школьной среде - девичьему альбому. В фондах музея было выявлено несколько интересных альбомов разных лет. Миниатюрный альбомчик гимназистки из Рыбинска по имени Августа заполнялся на рубеже XIX - XX вв., в 1898-1904 гг. Помимо уверений в любви и дружбе, он наполнен стихами А. Пушкина, М. Лермонтова, А.К. Толстого, С. Надсона. Почти в те же годы (1900-1903) вела свой альбом Сашенька Силина из Тобольска. Кроме уже перечисленных авторов там можно встретить тексты романсов на стихи K.P. (под таким псевдонимом выступал великий князь Константин Романов), В. Краснова, А. Кольцова. Альбом украшен цветными наклейками, которые в больших количествах производились до революции.