Омский музей просвещения

г.Омск, ул. Музейная, д.3, тел. +7 (3812) 23‒02‒09

joomplu:1082
joomplu:710
joomplu:625
joomplu:504

Франция и Сибирь: история одного учебника

Учебник лексики родного языкаОбучение родному языку издревле считалось главной составляющей обучения детей. Основным же источником знаний всегда выступал учебник, даже теперь, в век информационных технологий и Интернета.

В начале же ХХ в. учебник являлся едва ли не единственным средством обучения. Любой стародавний учебник интересен не только с точки зрения изучения тогдашней системы обучения, но и как культурно-исторический артефакт, в котором представлены культурные образцы и реалии прошлых лет. Если же этот артефакт рожден народом другой страны, его культурно-историческая ценность и исследовательский интерес к нему возрастают многократно.

 В этом контексте весьма любопытной представляется книга 1912 г. выпуска французского издательства «Жедальж э компани». Это учебник лексики родного языка, предназначенный для обучающихся 1-го и 2-го годов обучения базового курса (после подготовительного). Таким образом, это примерно соответствует нашим 2-му и 3-му классам.  Книга была подарена автору жительницей Нормандии,  Габриэль Лаббе, которой она, в свою очередь, досталась в наследство от тети ее мужа. Имя ученицы написано перьевой ручкой на второй странице обложки - Люсьенна Роз (Lucienne Roze).

Учебник лексики родного языкаАвтором учебника является месье М. Фурнье, директор школы. Уже на титульном листе выявляется инновационный подход автора к обучению лексике французского языка как родного: после заглавия «Словарь для школ» идет подзаголовок, описывающий авторскую систему обучения - «Методичное изучение слов повседневного языка по аналогии с точки зрения следующих позиций:

  1. Орфографии.
  2. Значения.
  3.  Образования.
  4. Родственных слов».

В рамочке имеется гриф о том, что данное издание включено в перечень учебников, выдаваемых бесплатно в школах Парижа.

В предисловии автор указывает, что учебник прошел апробацию в сельской школе, что делает его реальным в использовании в других учебных заведениях. Словарь обиходного французского языка представлен в учебнике в виде 18 лексико-семантических групп, соответствующих 18-ти урокам курса природоведения государственной программы.

Учебник лексики родного языкаАвтор дает методические указания учителю, у которого в классе окажутся подготовленные дети (то есть прошедшие подготовительный курс) и неподготовленные (как он их называет - не приобщенные к изучению словаря). Для них в учебнике приводятся таблицы слов, которые подлежат простому переписыванию. Основная задача на этом этапе - не столько писать, сколько говорить. Иными словами, это учебник по развитию речи.

В дальнейшем предусматривается более значительная умственная работа - делать обобщения, структурировать свои суждения, фиксировать в определенной форме продукт своих наблюдений. Такая интеллектуальная гимнастика развивает живость и ясность ума, творческие начала, расширяет кругозор. Кроме того, ребенок формирует элементарные моральные принципы через описание назидательных ситуаций, представленных на картинке.

Учебная тематика разделов наглядно отражает особенности тогдашней материальной культуры Франции как преимущественно аграрной страны: «Дом»,» Камни», «Ферма», «Пшеница и хлеб», «Виноград», «Погода», «Рыбалка», «Охота» и т.д. Полный перечень учебных тем представлен в приложении.

Структура раздела обусловлена четырьмя направлениями, заявленными в заглавии, в соответствии с которыми изучается лексика языка (орфография, лексическое значение, словообразование, родственные слова). Учебник характеризуется единообразной структурой разделов.

Представим учебно-методическое содержание учебной темы на примере одного из разделов - «Наша одежда» (перевод автора статьи). Упражнения сгруппированы по подразделам.

Учебник лексики родного языкаРаздел  начинается с серии иллюстраций к теме, где картинки пронумерованы. Под заголовком «Упражнения в наблюдении по картинке» даются следующие задания:

  1. Назовите людей и предметы, представленные на картине, следуя порядку, обозначенному цифрами.
  2. Прочитайте и спишите слова, которые их обозначают.

Здесь мы видим стремление автора создать непосредственную связь между предметом и словом, которое его обозначает, а также между звуковой и графической формами слова.

Поскольку содержание словаря автор выводил из курса природоведения, то понятно, почему вместо названий предметов одежды (что следовало бы ожидать в рамках этой темы), автор обращается к проблеме создания одежды человеком. Отсюда соответствующая лексика:

  • А. Текстильные растения: стебель льна, стебель конопли, ветка и плод хлопчатника.
  • B. Обработка конопли: трепание, прялка, веретено.
  • С. Прядение: ткач за работой, ткацкий станок.

Обратим внимание на то, что конопля в то время вовсе не рассматривалась как наркотическое растение; она свободно выращивалась на личных подворьях и использовалась для изготовления тканей.

Речевые упражнения. 1. Что представляет гравюра «А»? 2. Назовите ткани, сделанные из конопли, льна, хлопка. 3. Что представляет гравюра «В»? 4. В чем заключается трепание? 5. Что держит пряха в левой руке? В правой руке? 6. Как крутят колесо на прялке? И т.д.

Прочитайте и спишите: одежда, шерсть, шелк, конопля, лен, хлопок, драп, фланель, коленкор, полотно, кожа, мех.

Заполните пропуски одним из этих слов:

… мы получаем от животных и растений. Растения нам дают …, … и …. Из животных изготавливают … и ….

Из льна делают … и …. Из шелка делают ….

Обувь изготавливают из ….

Выполните упражнения устно: 1. Для чего служит одежда? 2. Назовите части вашей одежды и рабочих, которые участвовали в изготовлении одежды. 3. Назовите одежду из шерсти, хлопка, льна, конопли. 4. От каких животных мы получаем мех? 6. Почему мы должны заботиться о нашей одежде? И т.д.

Действия (глаголы).

Дополните текст данными глаголами, поставьте глаголы в настоящее, прошедшее и будущее время.

Шить, стирать, ремонтировать, прясть.

  1. Ткачиха … шерсть.
  2. Портной … одежду.
  3. Швея … платье.
  4. Прачка … белье.
  5. Сапожник … обувь. И т.д.

Редактирование. В этой рубрике раздела всегда имеется какая-нибудь назидательная история морально-этического плана. В данной теме это история о тщеславной девочке Берте.

Расскажите сначала устно, затем письменно, с помощью картинок о тщеславной Берте.

  1. Берта тщеславна. Одетая в красивое …, она не хочет разговаривать со своими … в школьном дворе.
  2. Но в классе случилась неприятность. По неосторожности Берта опрокинула чернильницу …
  3. После урока ее одноклассницы смеялись …

Производные слова. С помощью суффикса

–ure (обозначает предмет или результат действия) образуйте производные слова от следующих глаголов: …….

Образец: frire (жарить) - friture (жарка).

Омонимы.

Прочитайте и спишите

Soie - блестящая нить, которую обнаруживают при снятии кокона с червя-шелкопряда (шелк).

Soi - личное местоимение (сам)

Sois - императив глагола être (будь !).

Заполните пропуски подходящими омонимами

  1. Генриху IV досталась первая пара … чулок, изготовленных во Франции.
  2. Любая мораль заключается в следующих словах: … справедливым и добрым!
  3. Эгоист думает только о …

Синонимы.

Соедините парами слова-синонимы

Ткань, одежда, одеяние, тапочки, материя, костюм и т.д.

Стихотворение

Дополните текст стихотворения следующими словами:

Игла, белье, прическа, рубашки, одевается и т.д.

Далее идет стихотворение Жана Экара.

Пословицы.

По одежке встречают, по уму провожают.

Доброе имя лучше позолоченного пояса.

Вопросник.

  1. Перечислите различные части вашей одежды.
  2. Из чего сделана ваша рубашка? Блузка?  Шорты?
  3. Что изготавливают из конопли? Льна? Шерсти?
  4. Перечислите предметы, сделанные из кожи.
  5. Чем занимается ткач? Прядильщик? Красильщик? Портной? Модистка?
  6. Откуда берется шелк и что из него делают?
  7. Почему зимой носят одежду из шерсти, а летом - из хлопка?

Безусловно, многие подходы, заложенные в этом учебнике, устарели, но они заложили основу современным методикам школьного преподавания.  Но системная целостность структуры учебных тем, ориентация на развитие личности ребенка через учебную деятельность перекликаются с современным языком ФГОС. А потому значение этого учебника остается непреходящей ценностью.


Приложение: Перечень учебных тем из учебника лексики родного (французского)  языка

  1. Дом
  2. Камни
  3. Мебель
  4. Ферма
  5. Пшеница и хлеб
  6. Виноград. Вино
  7. Погода
  8. Наша одежда
  9. Тело человека
  1. Пять органов чувств
  2. Растения
  3. Насекомые
  4. Вода
  5. Рыбалка. Рыбы
  6. Птицы
  7. Охота
  8. Транспортные средства
  9. Торговля