Омский музей просвещения

г.Омск, ул. Музейная, д.3, тел. +7 (3812) 23‒02‒09

joomplu:1082
joomplu:710
joomplu:625
joomplu:504

Школьные учебники истории из коллекции Омского музея просвещения

Школьные учебники историиВ целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе 9 января 2012 г. Указом Президента России Дмитрия Медведева 2012 год объявлен годом российской истории. Год ознаменован юбилейными датами многих значимых событий отечественной истории: 90-летием Всесоюзной пионерской организации, 200-летием победы в Отечественной войне 1812 года, 400-летием изгнания из Московского государства польских интервентов, 1150-летием российской государственности. Обращая внимание на историю нашего государства в контексте мировой истории, мы вновь убеждаемся, что историческое образование является важнейшим средством формирования мировоззрения граждан. Особое значение сегодня имеет школьное историческое образование, которое государство рассматривает в качестве важного инструмента социализации подрастающего поколения.

Для нашего музея 2012 год предоставил очередную возможность обратиться к коллекции учебной литературы, в частности - к коллекции школьных учебников истории. Учебники истории неоднократно экспонировались как в составе выставок, посвященных истории образования, так и на тематических выставках. В 2002 г. проведена однодневная выставка «Учебник истории» (22 марта - ОмГУ - 63 ед.). В 2007 г. -  передвижная выставка «Учебная литература по истории, изданная в XX веке» была подготовлена к IV областному педагогическому марафону и экспонировалась в МОУ «СОШ № 150» КАО г. Омска и в ГОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Школьные учебники историиДанные выставки раскрывали историю преподавания истории как учебного предмета в отечественной средней школе на примере учебной литературы, а также знакомили зрителей с учебной литературой по истории, изданной в XX в. В 2012 г. был реализован очередной выставочный проект по данной тематике, посвященный году российской истории и 1150-летию российской государственности - передвижная выставка «1150 лет российской государственности. Сквозь книжный переплёт». Очередной выставочный проект представил краткую историю преподавания предмета «История», запечатленную в школьном учебнике. Отличительной его чертой стало представление учебника на фоне наглядных пособий, использовавшихся в процессе преподавания и отражение значимых для российской государственности событий в школьном историческом курсе.

Школьные учебники истории

На выставке были представлены наглядные пособия по истории, выпускавшиеся известными отечественными издательствами, а так же изготовленные самостоятельно студентами Омского авиационного техникума под руководством учителя истории Екатерины Яковлевны Дудковой в 1960-1970-х гг. Учебники истории, ставшие основными экспонатами выставки, были систематизированы по 5 разделам: до 1917 г., 1917 - начало 1930-х гг., середина 1930 - конец 1950-х гг., 1960 - 1991 гг., после 1991 г.

Сегодня мы обратимся к коллекции школьных учебников истории из фондов Омского музея просвещения. Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения, - продолжает оставаться основным компонентом учебно-методических комплексов по истории.Школьные учебники истории

Коллекция учебников формируется в нашем музее с момента его открытия. Первые экземпляры учебников собраны еще ветеранами педагогического труда в 1980-е гг. в составе личных коллекций. С 1998 г. можно говорить о формировании коллекции учебников Омского музея просвещения. Значительное место в этой коллекции занимают учебники истории для общеобразовательной и высшей школы, методические пособия для учителей истории. Учебники истории представлены в собраниях учителя истории школы № 115 г. Омска Корольковой Марии Антоновны, географа, педагога, краеведа Сигутова Петра Тимофеевича, учителя, сотрудника горисполкома и облисполкома Манторовой Ольги Павловны.

Школьные учебники историиВ комплектовании коллекции принимали участие наши общественные помощники - кандидат медицинских наук, доцент кафедры патофизиологии Омского медицинского института Иван Ефимович Матусов, омский коллекционер Юрий Владимирович Александров, студенты гуманитарных факультетов омских ВУЗов, проходившие музейную практику на базе музея. Большой вклад в пополнение коллекции сделали сами сотрудники музея, передав материалы из семейных собраний - Аляев Алексей Васильевич, Леонтьев Михаил Викторович, Макарова Ирина Владимировна, Павлова Людмила Николаевна, Скандаков Игорь Евгеньевич.

На сегодняшний день в фондах музея хранится около 100 учебников истории, по которым велось преподавание в средней школе в различные исторические периоды от начала ХХ в. до современности.

Обращаясь к характеристике коллекции, мы будем опираться на историю школьного учебника и историю преподавания истории как учебного предмета в условиях государственного регулирования учебного процесса.

 

I. Учебники истории до 1917 г.

Первым пособием по истории в России принято считать Синопсис - краткий очерк русской и украинской истории. Преподавание истории в школе началось с 1705 г. - преподавалась только всеобщая история по иностранным учебникам. Первый учебник отечественной истории - «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова появился в 1760 г. и послужил началом преподавания российской истории, что было закреплено Уставом народных училищ 1786 г. В конце XVIII - начале XIX вв. появились первые отечественные учебники по всеобщей истории, опирающиеся на концепцию Карамзина и пропитанные религиозно-монархическим духом (2). В конце XIX в. появилось большое количество новых учебников истории.

Вышли в свет учебники проф. Виноградова (1893), Николая Ивановича Кареева (1900), Роберта Юрьевича Виппера (1900), Сергея Федоровича Платонова. Повсеместно распространился учебник всеобщей истории учителя Константина Алексеевича Иванова, написанный живее и доступнее других. Программы 1913 г. для гимназий и реальных училищ предусматривали изучение в 1-2 классах элементарного курса русской истории, в 4-6 классах - систематического курса русской истории, в 7-8 классах - дополнительного курса. По всеобщей истории: во 2-3 классах изучалась древняя история, в 4 классе - средняя, в 5 - 6 классах - новая история, в 6 - средняя, в 7 - новая, в 8 - история античной культуры.

В нашей коллекции дореволюционные учебники представлены работами Р.Ю. Виппера, Н.И. Кареева, В. Перцева, С.Ф. Платонова, М.М. Богословского, К.А. Иванова - русского историка и поэта, домашнего учителя истории и географии в царской семье.

Особо следует отметить учебник Александра Германовича Вульфиуса. А.Г. Вульфиус (19 (31) января 1880, Санкт-Петербург - 10 июня 1941, вблизи Воркуты) - российский и советский историк, родился в семье прибалтийских немцев, окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, специализировался по средневековой и новой истории Западной Европы. 19 апреля 1930 г. А.Г. Вульфиус был арестован по «Академическому делу» и 8 августа 1931 г. осуждён к высылке в Омск на 3 года. После возвращения в Ленинград ему не разрешили работать по прежней специальности. В 1937 г. Вульфиус вновь был арестован, обвинён в контрреволюционной деятельности, приговорён к 8 годам заключения. Согласно официальной информации, А.Г. Вульфиус умер от воспаления лёгких в лагере под Воркутой в 1941 г. В 1958 г. был посмертно реабилитирован (1).

Школьные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники истории

II. Учебники истории в 1917 - начале 1930-х гг.

После революции 1917 г. преподавание истории претерпело серьёзные изменения. В октябре 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о единой трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет (5 лет) и вторая - от 13 до 17 лет (4 года). Вместо гражданской истории было предложено изучать историю труда и социологию. В.И. Ленин в заметках «О политехническом образовании» в 1920 г. предлагал изучать коммунизм, историю вообще, историю революций и историю революции 1917 г. Уже первые программы

1920 г. предусматривали ознакомление с историей производительных сил и производственных отношений, историей классовой борьбы. В 1920 г. было введено преподавание обществоведения, предмета содержавшего информацию об экономике, истории и праве. Как самостоятельный предмет история сохранилась в 8-9 классах. Использовались учебные книги Н.А. Рожкова, О.В. Трахтенберга, А.И. Гуковского, В.Н. Бернадского.

В 1923 г. отказались от предметного преподавания и стали работать по комплексным программам, просуществовавшим до 1931 г. Государственный Ученый Совет Наркомпроса считал, что изучать в школе надо не основы наук, а жизненные комплексы. Содержание учебного материала строилось по трем основным темам: природа, общество, труд. Обосновывая необходимость интегрирования истории в курс обществоведения, М.Н. Покровский в 1926 г. писал: «Старая школа во всех областях, в том числе и в области изучения истории, ориентировалась на прошлое... Отсюда понятно, что история изучалась, как тогда говорили, систематически, начиная от самых древних времен... Разумеется, мы в таком порядке изучать историю не можем и не должны. Марксизм и ленинизм ориентируются не на прошлое, а на будущее» (6).

В конце 1920-х гг. история в школе преподавалась в качестве подсобного материала для изучения современности. Для этой цели использовалась книга для чтения М.Н. Коваленского, допущенная в качестве учебника для школ 1-й и 2-й ступени. Она выдержала двенадцать изданий. Популярной среди учителей оставалась книга М.Н. Покровского «Русская история в самом сжатом очерке» (ч. 1–3, 1920–1923), написанная кратко, живым, общедоступным языком.

В коллекции нашего музея данный период представлен книгами Н.А. Рожкова и М.Н. Покровского.

Школьные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники истории

III. Учебники истории в 1934 - 1959 гг.

Уже в начале 1930-х гг. ЦК ВКП (б) делает вывод о том, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки» (7, с. 43). Была поставлена задача организовать «научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний», в том числе по истории.

Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. отмечало «недостаточность исторического подхода к программам по общественным предметам, выражающаяся в том, что в них крайне слабо дается представление об историческом прошлом народов и стран, о развитии человеческого общества и т.д. Существенным недостатком является и то, что не разработаны ещё программы по истории». Был сделан вывод «признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т.д.)» (8, с. 70).

В постановлении ЦК ВКП (б) «Об учебниках для начальной и средней школы» от 12 февраля 1933 г. отмечалось, что непременным и решающим условием устранения недостатков школы и «перехода всего обучения на новые устойчивые программы и методы преподавания является наличие по всем предметам стабильных учебников, призванных ликвидировать существующий «метод» нескончаемого «проектирования» учебников».

Признавая такое положение совершенно нетерпимым, ЦК ВКП (б) постановляет прекратить издание так называемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников», подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний, поручить Наркомпросу и ОГИЗу обеспечить издание стабильных учебников, установить, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом (9, с. 70 - 71).

15 мая 1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) подписали Постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР», на основании которого в школьные программы вводились курсы отечественной и всеобщей  истории. Были поставлены задачи по подготовке новых учебников по истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории СССР и новой истории зависимых и колониальных стран.

Начинается интенсивная подготовка новых программ и учебников. В  состав авторских коллективов вошли самые известные ученые: Н.Н. Ванаг, Б.Д. Греков, А.М. Панкратова (история СССР); С.И. Ковалев, Н.М. Никольский, А.В. Мишулин (древний мир); Е.А. Косминский, А.И. Малышев, А.И. Гуковский (средние века); Н.М. Лукин, А.В. Ефимов (новая история).

Конспекты учебников («История СССР», «Новая история») рецензировали И.В. Сталин, А.А. Жданов, С.М. Киров. Опубликованные для широкой общественности 26 января 1936 г. «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» и «Замечания о конспекте учебника новой истории», в совокупности с Постановлением от 15 мая 1934 г., фактически содержали в себе основу новой исторической концепции. Именно здесь речь шла о «гражданской истории», под которой понимался весь исторический процесс в его многообразии, предполагавший твердые знания биографий конкретных исторических лиц и событий в хронологической последовательности.

Согласно Постановлению ЦК ВКП (б) от 9 июня 1934 г. «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР», исторический курс был построен в основном линейно: в 3 - 4 классе изучался  курс элементарной истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории, в 5 - 7 классах - история древнего мира и средних веков (5 класс - история древнего мира (Восток, Греция); 6 класс - история древнего мира (Рим) и средних веков (5 - 11 вв.); 7 класс - история средних веков (12 - 18 вв.). В 8 - 10 классах преподавалась история СССР и новая история зарубежных стран (10, с.34).

В 1936 г появилось постановление «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории». В августе 1937 г. 46 рукописей было представлено на конкурс. Жюри под председательством секретаря ЦК ВКП (б) А.А. Жданова постановило первой премии никому не присуждать, а вторую отдать авторам учебника для 3 - 4 классов «Краткий курс истории СССР» под  редакцией А.В. Шестакова.

В 1939 г. вышли обновленные программы по истории (они же действовали и в 1950-е гг.): по всеобщей истории (древнего мира, средних веков, новой истории) и по истории СССР. Разделы всеобщей истории изучались в 5 - 9 классах. История СССР излагалась дважды: сначала в виде элементарного курса в начальных классах, потом как систематический курс - в старших.

После издания учебник А.В. Шестакова стал своего рода конспектом для написания учебника для средней школы, а затем для вузов. Как результат - школьники получили учебник «История СССР» под редакцией А.М. Панкратовой, были созданы вузовские учебники.

К недостаткам учебников 1940-х гг. можно отнести перегруженность фактами, именами, датами при полном отсутствии документов. В учебниках не было вопросов и заданий. Многие сложные исторические понятия вообще не объяснялись. На уроках истории рассказ учителя занимал ведущее место, а самостоятельной работе отводилась второстепенная роль.

Большая часть этих учебников переиздавалась с частичной их переработкой до перестройки школы в конце 1950 - начале 1960-х гг. В середине 1950-х заменен учебник по начальному курсу истории СССР на учебник С.П. Алексеева, В.Г. Карцова «История СССР. Учебная книга для 4 класса» по истории древнего мира - на учебник С.И. Ковалёва (1954 г.) и Ф.П. Коровкина (1957 г.), по истории СССР для 8 класса - на учебник Л.П. Бущик. С 1957 г. в 10 классе введено изучение новейшей истории.

Этот период представлен в музейном собрании недостаточно, всего 5 учебников:

  1. Новая история. Часть первая. Учебник для 8 класса средней школы. А..В. Ефимова (1949 г);
  2. История СССР. /XVIII - XIX в./. Учебник для 9 класса средней школы под ред. А.М. Панкратовой (1952 г.);
  3. История древнего мира. Учебник для 5-6 классов средней школы С.И. Ковалёва (1956 г.);
  4. История древнего мира. Учебник для 6-7 классов средней школы Е.А. Косминского (1958 г.);
  5. Новая история. Учебник для 9 класса средней школы под редакцией В.М. Хвостова (1958 г.). Еще один учебник, появившийся в этот период, «История СССР. Учебная книга для 4 класса» С.П. Алексеева и В.Г. Карцова представлен в более позднем издании (1963 г).

Школьные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники истории

IV. Учебники истории в 1959 - 1991 гг.

Весь период можно разделить на несколько этапов, связанных с изменениями в учебных программах:

1) 1960 - 1965 - существование концентрической системы по реформе 1959 г.;

2) 1965 - 1985 гг. - стабильная система исторического образования;

3) 1985 - 1991 гг.  до разрушения СССР - гуманизация образования.

Принятый в 1958 г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» определил пути реформирования средней школы. Обязательным стало 8-летнее образование и только для желающих - 11-летняя школа. Происходят изменения в системе и содержании исторического образования. Вместо линейности вводят принцип концентризма. Связано это было с тем, что, заканчивая семь классов, ученики не знакомились с историей нового и новейшего времени зарубежных стран. 8 октября 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах», установившее следующую  структуру исторического образования, которая просуществовала до 1964 г.: 4 класс - эпизодический курс истории СССР; 5 класс - история древнего мира (2 часа в неделю вместо 3- х); 6 класс - история средних веков (2 часа в неделю вместо 3); 7 класс - история СССР с элементами новой истории до середины XIX в.; 8 класс - история СССР с элементами новой и новейшей истории до современности; 9 класс - новая история, ч. 1; история СССР до конца XIX в.; 10 класс - новая история, ч. 2; история СССР с начала XX в. до 1937 г.; новейшая история; 11 класс - история СССР с 1938 г. по настоящее время; новейшая история, ч. 2. (4)

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 февраля 1960 г. был объявлен конкурс на создание лучшего учебника истории для школы. Учебники, принятые жюри конкурса, стали выходить с 1962 г. Многие учебники были переработаны. 1-й премии на открытом конкурсе учебников по истории удостоены учебники «История средних веков»  Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского,  «История древнего мира» Ф.П. Коровкина, «Новая история. Часть 2» под редакцией В.М. Хвостова. Поощрительной премии удостоены учебные пособия по новейшей истории для 9 и 10 классов, по истории СССР  эпохи социализма под редакцией М.П. Кима.

В 1965 г. происходит возвращение к полной средней 10-летней школе и линейному принципу построения школьных курсов истории. В мае 1965 г. ЦК КПСС и Совмин СССР принимают постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах» - вместо элементарного и систематического изучения курсов истории вводился принцип линейности. В связи с принятыми изменениями был проведен более экономный отбор содержания учебного материала курсов истории древнего мира и средних веков; курс отечественной истории стали изучать последовательно с 7 по 10 класс; а курс новой и новейшей истории - с 8 по 10 класс; устанавливалась синхронность изложения отечественной и зарубежной истории. В 1960 - 1980-е гг. целью обучения становится развитие активности и самостоятельности учащихся. Больше внимания уделяется проблеме активизации их познавательной деятельности, формированию умений, приемов работы, поднимается вопрос о развивающем обучении.

Последующие изменения в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему образованию. В 1960 - 1970-е гг. были внесены изменения в историческое образование, в результате сложилась следующая структура: 4 класс - эпизодические рассказы по отечественной истории (2 ч.); 5 класс - история древнего мира (2 ч.); 6 класс - история средних веков (2 ч.); 7 класс - история СССР с древнейших времен до конца XVIII в. (2 ч.); 8 класс - новая история (1640 - 1870 гг.); история СССР XIX в. (3 ч.); 9 класс - новая история (1870 - 1918 гг.); история СССР с начала XX в. до конца 1930-х гг.; новейшая история до конца 1930-х гг. (4 ч.); 10 класс - история СССР до настоящего времени; новейшая история с 1939 г. до настоящего времени (3 ч.) (5). В конце 1980-х гг. начался переход на 11-летнее образование, происходило смещение учебных курсов на 1 год, началось постепенное изменение содержания учебных курсов

Перемены, произошедшие в нашей стране в конце ХХ в., определили необходимость коренных перемен в содержании исторического образования. Школа была вынуждена отказаться от огромного массива учебной и методической литературы, особенно по новой и новейшей истории России и мира. В конце 1980-х гг. учителя были вынуждены работать или по спешно созданным «временным» учебникам и учебным пособиям, или - в старших классах - вообще без них. На год были даже отменены выпускные экзамены по истории в школе. Историкам предлагалось пересмотреть содержание образования с учетом гуманизации преподавания и необходимости освещения так называемых «белых пятен» в истории, а также с учетом отхода от классового освещения изучаемого материала.

В фондах музея учебники этого периода представлены наиболее широко, их более 50  единиц. Причем к 1 хронологическому этапу относятся около 10 единиц, к этапу перестройки - 5, большинство относятся к периоду стабильности исторического курса в 1965 - 1985 гг.

Школьные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники истории

V. Учебники истории после 1992 г.

Школьные учебники историиВ 1990-е гг. в Российской Федерации в условиях политики становления вариативного образования было создано огромное количество разнообразных учебников и учебно-методических пособий по всем периодам отечественной и зарубежной истории. Новые  учебники издавались пробными тиражами (50 -100 тыс.), что на порядок ниже потребностей школы в учебной литературе, попадали в школы без опытной проверки и серьезной экспертизы. Отдельные учебные пособия выходили в виде небольших брошюр, как, например, «Мир в начале ХХ века (1898 - 1918). Материалы к курсу «Новая история» для 10 класса средней школы» под редакцией О.С. Сороко-Цюпы. Позже, в 1996 г вышло 1 издание учебника «Мир в ХХ веке» под редакцией Сороко-Цюпы, после успешной апробации в 1998 - 2-е издание - учебник, объединивший всю новейшую историю зарубежных стран под одной обложкой

Многие учебные пособия, выходившие в данный период, вызывали неоднозначную общественную реакцию. Учебник Александра Александровича Кредера «Новейшая история зарубежных стран» вызвал обвинения в адрес автора в апологетической подаче истории Запада и в клеветнической - СССР; превращении учебника в примитивно антикоммунистическое и антисоветское издание. В ряде областей законодательно были приняты решения о запрете преподавания по учебнику Кредера на своей территории (3).

В настоящее время в Российской Федерации издано значительное количество учебной и учебно-методической литературы по истории для учащихся и педагогов. Общеобразовательные учреждения Российской Федерации (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, центры образования, специальные и коррекционные школы) имеют право выбирать из федерального перечня учебники истории, которые соответствуют особенностям образовательного учреждения, составу учащихся, другим критериям. Современный период школьного исторического образования характеризуется деидеологизацией содержания исторического образования, переходом к концентрической системе преподавания. Вводный исторический курс переместился в начальную школу, старшеклассники изучают обобщающий курс истории. Новые методические комплекты для школы предусматривают концентр исторического образования (Россия и мир).

Этот период представлен в нашей коллекции учебниками В.П. Островского и А.И. Уткина, О.С. Сороко-Цюпы, Т.В. Черниковой, А.Я. Юдовской, А.А. Кредера. В начальной школе используются учебники Елены Витальевны и Андрея Ивановича Саплиных. Всего этот период в фондах музея отражают более 20 единиц хранения.

Таким образом, Омский музей просвещения обладает интереснейшей коллекцией, позволяющей проследить историю развития школьного учебника истории и отражающей основные вехи государственного регулирования исторического образования, формирующего мировоззрение граждан нашей страны.

Школьные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники историиШкольные учебники истории

Н.В. Шадрина


  1. Вульфиус, Александр Германович. (http: // ru.wikipedia.org/wiki)
  2. Колосков А.Г. История В Школе // Педагогический словарь
  3. Кредер, Александр Александрович.  (http://ru.wikipedia.org/wiki)
  4. Мухаметзянова Э.В. Теория и методика обучения истории
  5. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие.  Калининград: Изд-во КГУ, 2000
  6. Фохт А. О методических и педагогических ошибках М.Н. Покровского // Исторический журнал. 1937. № 2)
  7. Постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. // Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М.: Учпедгиз, 1948
  8. Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. // Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М.: Учпедгиз, 1948
  9. Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебниках для начальной и средней школы» от 12 февраля 1933 г. // Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М.: Учпедгиз, 1948
  10. Постановление ЦК ВКП (б) от 9 июня 1934 г. «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР» // Постановления партии и правительства о школе: сборник постановлений ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР и РСФСР за 1931-1939 гг. М.: Учпедгиз, 1939.