Погода в Омске

Статистика сайта

Просмотры материалов : 999519
Сейчас 21 гостей онлайн

Мы в контакте

Мы в twitter

Анонс

ВНИМАНИЕ!

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Анонс

АНОНС:

7+

 

Преподавателей, школьников и студентов

Омский музей просвещения

поздравляет с началом нового учебного года!

Предлагаем новые интерактивные беседы,

музейные уроки и пешеходные экскурсии!

 


«PRO школу». Познавательная викторина с элементами игры.

Завтра 1 сентября? А ты готов совершить back to shool? Если ты не уверен, то приглашаем тебя и твоих друзей на экспресс - проверку твоих знаний в #музейпросвещения. Игра будет транслироваться через интернет в режиме online.


«Лайфхак от Василисы»Мастер – класс.

Для чего были предназначены куклы в давние времена? Кем являются Десятиручка, Кулачники и Крупеничка? Об этом и многом другом вам расскажет Василиса Премудрая в компании с Бабой Ягой. Кроме этого, сказочные герои помогут ребятам создать настоящую традиционную игрушку под названием «Отдарок на подарок»!


«Чудеса кинематографа». Беседа – игра.

Кинематограф - таинственный и волшебный мир, зарождающийся в темном помещении. Участники увлекательной беседы узнают кто подарил нам «магию кино» и  какое отношение к этому имеет «волшебный фонарь». В конце беседы участников ждет игра, в которую они еще никогда не играли!


«Променад по Любинскому проспекту». Пешеходная экскурсия.

На прогулку по главной улице нашего города Вас приглашает «путешественник во времени» - воспитанница первой женской гимназии. Вы узнаете почему в начале прошлого века Омск называли Сибирским Чикаго, что такое «фоминские дешевки» и кем на самом деле была Любочка, подарившая свое имя проспекту.


«Две крепости. Прогулка по историческому центру Омска».

Пешеходная экскурсия.

Все омичи знают, что 300 лет назад, с крепости началось строительство нашего города, но не все знают, что было в Омске, по меньшей мере, две крепости, каждая из которых сыграла свою историческую роль.


«Узник омской крепости. Ф.М. Достоевский в сибирском остроге».

Пешеходная экскурсия.

Когда-то на территории Омской крепости располагался каторжный острог, обнесенный высоким частоколом. Здесь содержались преступники в суровых, нечеловеческих условиях. Самый известный каторжник омского острога - Ф.М. Достоевский, писатель с мировым именем, автор знаменитых романов-исследований, психологических детективов.


«Омские адреса А.В. Колчака». Пешеходная экскурсия.

Гражданская война 1918 – 1919 гг. Омск - столица Белой России. Прошло сто лет, а омские улицы до сих пор помнят блеск и нищету, взлёты и падения Верховного Правителя. Приглашаем Вас посетить несколько памятных адресов: резиденция Колчака, иностранные посольства, здания, в которых решались правительственные вопросы той эпохи. Эта экскурсия откроет Вам малоизвестные факты истории нашего города.


Заявки принимаются по тел. 23 02 09, наш адрес: ул. Музейная, 3.

Краткий обзор «Учебника родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Акмолинская область» А.Н. Седельникова

 

Краткий обзор «Учебника родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Акмолинская область» А.Н. Седельникова

30 августа 2011 г. исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Никитича Седельникова – омского краеведа, педагога, преподавателя естествознания, директора Омской учительской семинарии.

А.Н. Седельников родился 30 августа 1876 г. в Талицком заводе Пермской губернии. Стремление дать детям хорошее образование заставило семью Седельниковых переехать в Омск. Здесь А.Н. Седельников окончил начальную школу, уездное училище, а затем поступил в одно из лучших учебных заведений Сибири – Омскую учительскую семинарию. Уже в годы учёбы он совершил ряд поездок вверх по Иртышу, в окрестности Омска, собрал коллекцию естественноисторических материалов. Интересовался общественной жизнью, изучал запрещённую литературу, посещал нелегальные политические кружки. Впоследствии за ним был установлен надзор полиции. Это и послужило причиной того, что после окончания семинарии Седельников уехал из Омска и в 1996 г. стал вольнослушателем естественного отделения физико-математического факультета Юрьевского университета. В Омск возвратился в 1900 г., в этом же году стал членом ЗСОИРГО. Седельников совершил 17 научно-исследовательских экспедиций, опубликовал 47 научных работ, одна из них - «Озеро Зайсан» была удостоена в 1912 г. золотой медали РГО. Естественно, что об А.Н. Седельникове принято говорить, в первую очередь, как о краеведе, путешественнике. Между тем, 19 лет своей недолгой жизни он посвятил педагогике: с 1900 г. - учитель в Омском уездном училище, с 1907 по 1919 гг. работал в Омской учительской семинарии сначала учителем естествознания, а в 1917 г. стал её первым выборным директором.

В память об А.Н. Седельникове, 19 декабря 1967 г. членами Омского отдела русского географического общества, на здании одного из старейших учебных заведений Сибири была установлена мемориальная доска: «Здесь в Омской учительской семинарии с 1907 по 1919 годы работал известный географ, педагог-демократ Александр Никитич Седельников». Сегодня в этом здании расположен Омский музей просвещения, сохраняющий историю развития образования, память о педагогах, посвятивших свою жизнь подрастающему поколению.

95 лет назад, в 1916 г., вышла в свет его книга – «Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Акмолинская область». Век учебников недолог, и книга давно стала библиографической редкостью, но не потеряла актуальности до наших дней.

В музей довольно часто обращаются педагоги за консультациями о  том, как провести урок по краеведению. Ответы на эти вопросы можно найти в «Учебнике родиноведения», автор которого придавал огромное значение изучению истории, природы, культуры, литературы родного края. Это не просто учебник, а целая система педагогической деятельности, направленная на знакомство учащихся с богатством родного края через экскурсии, практические занятия и самостоятельную исследовательскую работу. Учебник носит универсальный характер: его можно было использовать не только в средних, специальных и высших начальных школах, но и в обычных начальных школах. В зависимости от учебного заведения, учебник можно было изучать полностью или с сокращениями.

«Учебник по родиноведению для школ Акмолинской области» автор считал первым опытом, полагая, что должны выйти несколько подобных учебников для школ других областей Западно-Сибирского округа. В предисловии он пишет: «области и губернии, входящие в состав Западно-Сибирского учебного округа, представляют совершенно различные районы по природе и составу населения, а по пространству каждая из них превосходит главные государства Западной Европы».

По мнению Седельникова, каждый естественно-исторический район должен был иметь свой учебник по родиноведению: «Не должно казаться роскошью писать учебник для одной области» (4, с. 1).

Учебник содержит 8 глав:

1. Степное генерал-губернаторство.

2. Акмолинская область: природа, население, занятия жителей.

3. Омский уезд.

4. Петропавловский уезд.

5.Кокчетавский уезд.

6. Акмолинский уезд.

7. Атбасарский уезд.

8. Приложения (статистические таблицы, программа родиноведения, сборник стихотворений, программа экскурсий, программа музея родиноведения, карта Акмолинской области).

В 1 главе «Степное генерал-губернаторство» содержится краткий обзор края. Автор даёт сведения об его обширности: «По величине Степное генерал-губернаторство больше любого из главных западно-европейских государств (Акмолинская область больше Германии, Италии, Англии…)». В доступной форме объясняет название края: «Наш край называется Степным, потому что большая его часть занята степями, а Киргизским, потому, что коренное население его составляют киргизы». В заключении главы Седельников пишет: «Чтобы быть полезным членом своей родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою родину; изучая её, мы научимся более любить и ценить своё отечество».

Во 2 главе «Акмолинская область» даётся общая характеристика края: сведения о природе, населении, занятиях жителей. В то время в состав Акмолинской области входило пять уездов с центром в Омске: Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский.

Каждая из последующих глав содержит сведения о природе, составе и занятиях населения, основных населённых местах конкретного уезда. После знакомства с текстом ученик должен выполнить самостоятельные задания и ответить на вопросы. Например: «…опишите карту уезда (богатства и недостатки); состояние населения и занятия.…Нарисуйте подробную карту уезда.… Какое значение для уезда имеет кочевое население? Каковы пути сообщения? …Какое место в области занимает уезд по пространству, числу жителей, количеству хлеба и скота…» (4, 44).

Последняя, 8 глава, содержит приложения. В приложении I дана статистика Акмолинской области за 1913 г., отражающая численность населения, основные отрасли производства (растениеводство, животноводство, промышленность), торговлю, образование. Например, из таблицы «Образование» можно узнать, в Омском уезде было: мужских гимназий - 3, женских - 6, высших начальных училищ - 3, начальных училищ - 42, детских садов - 2. Кроме того, в Омском уезде был кадетский корпус, учительский институт, учительская семинария. Среди училищ: реальное, епархиальное, коммерческое, среднее сельскохозяйственное, землемерное, механико-техническое, железнодорожное.

В приложении II «Знакомство с планом и картой» - задания разной сложности: нарисовать план класса, села (города), уезда, составить карту Российской империи. Также представлены задания, направленные на наблюдения учащихся над местной природой и климатом в разное время года.

В приложении III автор счёл необходимым опубликовать ряд художественных произведений, отражающих природу и жизнь края: Майков «Рассвет», Никитин «В степи», «Степь», Суриков «Дорога в степи», Омулевский «В степи весной», Рылеев «Смерть Ермака», Розенгейм «Заселение края», Топорский «Казачий поход», Монин «Поездка к киргизам» и др.

Большое значение в изучении родного края автор придавал экскурсиям, как на природе, так и музейным. Перед приложением IV «Программы экскурсий» процитированы слова К.Д. Ушинского: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…такой день стоит многих недель, проведённых на учебной скамье» (4, 71).

В учебнике расписаны программы: географических, ботанических, биологических экскурсий. Целью каждой экскурсии должна была стать письменная самостоятельная работа. В качестве пособий рекомендовал: по биологии - статьи Сиязова, по зоологии – Словцова, каталоги Омского музея и Географического общества. На последней странице учебника представлена карта Акмолинской области.

Такая программа даёт яркую картину местной природы, промышленности, труда и быта, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. По мнению Седельникова, в каждом населённом пункте должен быть свой музей родиноведения, включающий: отдел географии, природы, истории края, современного быта.

Необходимо отметить, что и в наши дни наиболее опытные педагоги приводят детей на экскурсии и лекции в музей, понимая, что урок по краеведению, проведённый в необычной обстановке, насыщенной подлинными экспонатами, богатым наглядным материалом запомнится надолго, оставит глубокий эмоциональный след. Наблюдение изучаемых предметов во время экскурсии отличается от наблюдений, производимых учащимися в классе. На экскурсии есть возможность познакомиться с большим разнообразием предметов и явлений, чем в классе. Экскурсия имеет и большое познавательное значение: она развивает у детей живой интерес к окружающему.

Написанный живым доступным языком, учебник Седельникова надолго оставался в памяти. О том, какое влияние он оказывал на учащихся, можно узнать, прочитав фрагмент из книги «Воздушные фрегаты»

Л.Н. Мартынова. В новелле «Аксакал с Кокчетау» поэт вспоминает о поездке по Казахстану: «Вот там и есть Боровое! - подумал я. И, зажмурив глаза, восстановил в воображении не что иное, как книгу с гербом Акмолинской области - мечетью под лежащим на спинке полумесяцем, прикрытым императорской короной, - учебник родиноведнения, выпущенный в свет наставником Омской учительской семинарии А. Седельниковым, добросовестный труд, в котором были описаны и вообще красоты Кокчетау, и курорт «Боровое» в частности…Всё это я вспоминал тогда так же отчётливо, как вспоминаю и сейчас эту страничку учебника с тусклой фотографией, долженствующей изображать красоты озера Борового и Кокчетавских гор» (3, с. 220).

В очерке омского писателя А.Э. Лейфера «Уроки родиноведения» процитированы воспоминания одной из учениц А.Н. Седельникова - Анастасии Петровны Ивановой: «Я училась в Омске, в учительской семинарии (1918-1923 гг.)… В семинарии директором работал Седельников Александр Никитич. Умер рано... Мы все его бесконечно любили… Много ездил по краю. Любил Горный Алтай, рассказывал нам об его роскошной, изумительной природе… однажды на уроке географии нам каждому подарили по небольшой книжечке, в которой был описан Кокчетавский уезд и наша станица: население, природа.… И была она… А.И. Седельникова… и я часто вспоминаю её, эту брошюру, и страшно жалко, что не сберегла… Если что сохранилось об Александре Никитиче, то пусть кто-либо напишет о нём, о его трудах…» (2, с.177-178).

Система педагогической работы, предложенная А.Н. Седельниковым, отражая комплексный подход, поисково-исследовательское направление в изучении родного края, является актуальной, так как в последнее время, в связи с введением национально-регионального компонента школьного образования, возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.

 

С.Е. Рудницкая

__________________________________________________________________

1. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачёва Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. С. 231-232.

2. Лейфер А.Э. Уроки родиноведения. // Прииртышье моё; составитель И.Ф. Петров. Омск: книжное издательство, 1988.

3. Мартынов Л.Н. Воздушные фрегаты. Омск: Омское книжное издательство, 1985.

4. Седельников А.Н. Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. 1. Акмолинская область. С рисунками, таблицами и картой. Приложение: природа и люди края в стихотворениях. Омск: типография Штаба Омского военного округа. 1916.

5. Энциклопедия Омской области: в 2 т. / под общ. ред. В.Н. Русакова. Омск: Омское книжное издательство, 2010. Т.2. С. 315-316.