Деятельность молодых ликбезовцев в Омской области в 30 - е гг. XX века (обзор материалов фондовых коллекций Омского музея просвещения)

Ликбез«В стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя».
В.И. Ленин

Мало кто из нас может с уверенностью сказать, что в кругу его знакомых есть люди, не умеющие читать и писать. Грамотность как определенная степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. (1) По статистическим данным, приведенным в Большой Советской энциклопедии, на конец XIX в. количество грамотных людей в возрасте от 9 до 49 лет составляло 28,4 % от всего населения страны.

Поэтому в 1919 г. Советом Народных Комиссаров были предприняты меры по ликвидации безграмотности с целью предоставления всему населению возможности сознательного участия в политической жизни страны.

ЛикбезПервый пункт декрета Совета Народных Комиссаров от 26 января 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» гласит: «Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию» (2, с. 118).

Согласно пункту № 8 данного декрета: «Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующих неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности» (2, с. 119).

Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер. За период с 1923 по 1939 гг. в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных (1).

ЛикбезСтоит учесть тот факт, что в процессе ликвидации безграмотности человек приобретал не только навыки чтения, счета и письма, но и представление о политической жизни страны. Сделать такие выводы позволяют буквари  и хрестоматии в  мягком переплете, с немногочисленными черно–белыми иллюстрациями, применяемые для обучения неграмотных.

Один из них «Наша сила - советы». Сибирский букварь для взрослых, выпущенный в Москве, в 1925 г. издательством «Долой Неграмотность» входит в состав фондов Омского музея просвещения. Уже на форзаце данного учебника указаны краткие методические рекомендации  по способу его использования.

Букварь «Наша сила - Советы» предназначается для сибирской деревни, но может быть использован для рабочих районов…Материал букваря подобран таким образом, что в процессе проработки его учащимися усваиваются основные политические понятия и, таким образом, ликвидация технической неграмотности сопровождается ликвидацией неграмотности  политической» (3, форзац). Изучая букварь, ученик овладевает целым комплексом знаний в различных отраслях. «Урок состоит из материала географического, политического, бытового и т.д. объединенного вокруг одной мысли - лозунга. Эта мысль и закрепляется в сознании учащихся  путем чтения, беседы, списывания или записывания…» (3, форзац).

ЛикбезЛогичным является то, что учебники для взрослых отличались от учебников для детей, ведь обучались по ним хоть и неграмотные, но все же имеющие большой жизненный опыт люди. В связи с этим в Постановлении XI Всероссийского съезда советов по докладу о ликвидации неграмотности в пункте  № 3 указано: «Съезд считает правильной взятую Наркомпросом через ВЧКлб линию на максимальное отражение в учебном материале по ликвидации неграмотности текущих лозунгов советской власти в области государственного и хозяйственного строительства» (2, с. 120).

Универсальность букваря отражается в том, что он состоял из двух частей: часть I (Букварная) и часть II (Послебукварная). Тексты в первой части состояли из коротких и односложных предложений и были ориентированы на изучение отдельных букв, чисел (римских и арабских). Во второй части располагались более сложные тексты, имеющие ярко выраженную политическую, патриотическую и социальную окраску, например:  «Ленин»; «Советам, советам вся власть на земле»; «РСФСР»; «СССР»; «Гимн комсомольца»; «Женщина».

ЛикбезИнтерес представляет также обращение от общества «Долой неграмотность», опубликованное в виде заключения к букварю: «Дорогой товарищ! Ты только что обучился грамоте. Ты сейчас умеешь читать и писать. Это большое богатство. Не растеряй его. Приучись быть всегда с книжкой, с газетой. Не разлучаясь с ними, ты закрепишь знания, полученные тобою в ликпункте, в школе, и навсегда станешь грамотным человеком. Грамота нужна тебе не ради забавы. Наш вождь и учитель – ЛЕНИН – говорил, что рабочий и крестьянин должны применять свое уменье читать и писать  к делу улучшения своего хозяйства и своего государства. До того, как ты стал грамотным, ты не мог жить сознательной жизнью. Сейчас ты вступаешь в неё. Это большой праздник для трудящихся… Ещё один сознательный борец за дело рабочих и крестьян» (3, с. 48). Бесспорно, прекрасная мотивация, только обретя навыки письма, человек может стать полноценным членом общества, поэтому-то ликвидация безграмотности - важнейший аспект во всестороннем образовании народа.

Большое внимание уделялось агитационной деятельности, направленной на привлечение людей к обучению грамоте. Ярким примером таких документов служат репродукции плакатов, входящие в фонды Омского музея просвещения: «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь» (1925 г.), «Кто умен, а кто дурак! Один за книгу, другой - в кабак» (1926 г.), «Женщина! Учись грамоте! Эх, маманя! Была - бы ты грамотной, помогла бы мне!» (1923 г.),  «Чем ребят бранить и бить, лучше книжки им купить» (1928 г.).

Глядя на эти плакаты, и листовки, расклеенные и разложенные повсеместно, человек даже не умеющий читать, мог понять, как это ужасно быть безграмотным. Для более качественной агитационной работы «виднейшие партийные литераторы должны принять участие в составлении популярных брошюр по важнейшим вопросам, волнующим широкие массы, и по очередным вопросам советского строительства» (2, с. 151). Книга становится верным попутчиком по дороге к счастливому будущему.

Помимо книг, учебных пособий, документов и открыток в составе фондов Омского музея просвещения есть персональные архивы людей, деятельность которых была связана с ликвидацией неграмотности в тридцатые годы XX в.

ЛикбезИнтерес представляет архив Алимовой Рабиги Якубовны (9 июля 1911 г. - 3 июня 1996 г.), который был передан ее племянницей, Алимовой Лялей Измайловной - лидером национально - культурного движения татар в г. Омске. В составе архива многочисленные фотографии 1930-х гг., на которых запечатлены будни ликбезовцев, юных педагогов г. Омска и Омской области. Глядя на эти снимки, на улыбающихся молодых девушек, совсем недавно окончивших школу, с трудом верится, что это - преподаватели, и учат они не детей, а взрослых людей.

Алимова Рабига Якубовна в 1927 г. окончила курс семилетней школы им. Вахитова  г. Омска (удостоверение об окончании школы № 1371 1927 г.). В 1930 г. окончила Омскую девятилетнюю школу им. Залмана Иудовича Лобкова с педагогическим уклоном и получила квалификацию педагога школ I ступени (удостоверение об окончании школы № 1467 1930 г. и квалификационное удостоверение № 75). В феврале 1930 г. окончила курсы ликвидаторов и культармейцев на новый тюркский алфавит (удостоверение № 16 от 1930 г.), а в августе 1930 г. окончила курсы по подготовке учителей школ I-ой ступени (удостоверение № 31 1930 г.).  После окончания указанных учебных заведений Рабига Якубовна работала второй учительницей в школе I ступени в селе Ново-Селье Калачинского района с 1 сентября 1930 г. - по 1 июня 1931 г., преподавала русский язык в татаро- башкирской фабрично - заводской семилетней школе № 6 в г. Надеждинске Уральской области, преподавала уроки русского языка на курсах немецких рабочих на Надеждинском заводе Уральского горно–металлургического треста «Уралмет» с 1 декабря 1931 г. по 1 мая 1932 г. В ходе своей педагогической деятельности Алимова Рабига Якубовна обучала и детей и взрослых добросовестно и «с полным знанием дела». Интерес вызывает то, что она всё-таки не стала педагогом, -  в 1936 г. она поступила в Омский государственный медицинский институт и никогда больше не преподавала. Но не стоит удивляться тому, что столь юная особа, окончившая лишь школу II ступени, получила право преподавать, - в то время были и более молодые учителя.

Об этом можно узнать из рукописи-автобиографии Валентины Ивановны Полтевой–Лазарис (род. 7 мая 1920 г.) «Как я работала учительницей (1930-1931 – 1990 - 91 гг.)».

ЛикбезНачнем с того, что свою преподавательскую деятельность Валентина Ивановна начала под лозунги ликбеза. В 1930 г. ей было всего 10 лет, именно тогда она стала членом Общества «Долой неграмотность», которое было основано в 1923 г. Первоочередной задачей данного общества было проведение мероприятий по ликвидации неграмотности. Члены общества создавали школы и проводили индивидуальную работу по обучению неграмотных. Маленькой Валентине объяснили, что «сейчас в стране каждый грамотный должен обучить хоть одного неграмотного, что в этом благородном деле в нашей стране участвуют и дети» (4, с. 1). Она приступила к обучению своей неграмотной соседки, учила её писать и читать по своей методике: «прочту слово - она за мной повторяет, писать учила: напишу слово или букву карандашом, она обводит» (4, с. 1). Таким же образом  успешно прошло обучение соседки, пожилой женщины, а в следующем году Валентине Ивановне (в то время, просто Валентине) вновь доверили это ответственное дело.

Ликбез«Третий раз меня назначили уже приказом РОНО г. Тары на должность учителя начальных классов в школу малограмотных при Опытном поле Тарского района в 1934 - 1935 учебном году, я училась в 7 классе Тарской средней школы». (4, с. 3). На этот раз она в четырнадцатилетнем возрасте учила малограмотных, «в основном молодых парней, работающих на принудительных работах» (4, с. 3), ей были выданы программы и учебники, было предложено разработать учебный план, и, даже, обещана заработная плата - 40 рублей в месяц.

Всю оставшуюся жизнь Валентина Ивановна Полтева-Лазарис посвятила педагогике, преподавала русский язык и литературу, является автором множества работ, посвященных методике преподавания, основная их часть хранится в фондах Омского музея просвещения.

Пришла пора задаться вопросом, можно ли, опираясь на фондовые коллекции Омского музея просвещения, составить представление о таком историческом явлении, как ликбез? Логично дать положительный ответ, ведь в коллекции представлены не только типографские издания, сборники статей, методическая литература, листовки, не только учебники для взрослых и репродукции плакатов, но и рукописи, документы и фотографии людей, непосредственных участников событий тех дней.

В современном мире, действительно, важно давать возможность людям работать с первоисточниками, с воспоминаниями людей живших в то время, участвующих в тех или иных исторических событиях, и, если такая возможность существует, не стоит её упускать.

С.Н. Фатьянова


  1. Грамотность // Большая советская энциклопедия
  2. Директивы ВКП (б) и постановления Советского Правительства о народном образовании за 1917 - 1947 гг.: приложение к журналу «Советская педагогика» за 1947 г. М.- Л.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1947.
  3. Наша сила – Советы: Сибирский букварь для взрослых / сост. А. Ансон и В. Пупышев при участии группы преподавателей. 2-е изд. перераб. М.: «Долой неграмотность», 1925.
  4. Полтева - Лазарис В.И. Как я работала учительницей /1930 - 31 – 1990 - 91 учебные годы: воспоминания. Омск, 2013 г.