Омский музей просвещения

г.Омск, ул. Музейная, д.3, тел. +7 (3812) 23‒02‒09

joomplu:1082
joomplu:710
joomplu:625
joomplu:504

Девичий альбом Томилова Пети

Девичий альбом Томилова ПетиВ 2009 году у сотрудников Омского музея просвещения родилась идея проведения выставки, посвященной особому виду письменного фольклора, широко распространенному в школьной среде - девичьему альбому. В фондах музея было выявлено несколько интересных альбомов разных лет. Миниатюрный альбомчик гимназистки из Рыбинска по имени Августа заполнялся на рубеже XIX - XX вв., в 1898-1904 гг. Помимо уверений в любви и дружбе, он наполнен стихами А. Пушкина, М. Лермонтова, А.К. Толстого, С. Надсона. Почти в те же годы (1900-1903) вела свой альбом Сашенька Силина из Тобольска. Кроме уже перечисленных авторов там можно встретить тексты романсов на стихи K.P. (под таким псевдонимом выступал великий князь Константин Романов), В. Краснова, А. Кольцова. Альбом украшен цветными наклейками, которые в больших количествах производились до революции.

1940-е годы представлены альбомами русской девушки, родившейся и выросшей в китайском городе Харбине, Марии Баранцевой. Здесь можно увидеть весь цвет русской классической поэзии: Пушкин, Фет, Надсон, Бунин, K.P., Анненский, Бальмонт, Мережковский, почти каждая страница украшена акварельными рисунками, наклейками, между страниц встречаются засушенные цветы. Тетради школьницы Нины Ивановой (1952-1953 гг.) уже больше похожи на современные песенники, в основном здесь содержатся тексты советских песен, большую часть которых составляют песни о Великой Отечественной войне. Рядом с авторской песней можно встретить самодеятельные частушки, вольные переделки наиболее популярных песен, таких, как «Синий платочек». Переводные кар­тинки стали менее красочными, на нескольких страницах наклеены одинаковые картинки - иллюстрации к сказкам A.C. Пушкина. Очевидно, достать в то время такие картинки было непросто.

Есть в фондах музея и «анкеты», «песенники», «тетради для девочек» современных школьниц 1990-2000-х гг., красочно оформленные маркерами, гелиевыми ручками, всевозможными наклейками.

Девичий альбом Томилова ПетиНо особый исследовательский интерес среди этих альбомов вызвала тетрадь, принадлежавшая... юноше. Хотя первоначально, вплоть до конца XVIII века, в Европе и в России составлением альбомов занимались преимущественно мужчины, уже с конца ХЕК века альбомная традиция считается сугубо девичьей. Альбомы не только велись, но и заполнялись в основном девушками, пожелания от имени мужчины встречаются там крайне редко, и, как правило, записи делали ближайшие родственники хозяйки: дядья, братья.

Эта тетрадь поступила в музей с архивом Петра Тимофеевича Сигутова (1927 - 2006 гг.), педагога, географа, краеведа, преподавателя Омского педагогического института. Среди тетрадей его погибшей сестры, Нины Ивановой, была обнаружена тетрадь стихов без обложки с разрозненными листами. По своему содержанию тетрадь представляет собой типичный девичий альбом, но из посвящений выяснилось, что владельцем ее был Петя Томилов. Записи сделаны в 1938 году на Алдане. Нам не удалось выяснить у родственников П.Т. Сигутова сведения об этом человеке. Можно лишь предполагать, что Петра Томилова и Петра Сигутова связывала дружба, так как в альбоме встречаются тексты, написанные от имени последнего.

Девичий альбом Томилова ПетиЗаписи в тетради носят характер дружеских пожеланий и отражают альбомную традицию своего времени. По мнению исследователей, альбом 30-х годов XX века становится более открытым по сравнению с гимназическим. Сюда активно проникает, сменяя авторскую поэзию, городской романс, крестьянские, воровские, тюремные романсы и песни, советская пионерско-комсомольская тематика.

Действительно, в Альбоме Пети Томилова авторские тексты, отсутствуют, встречается лишь народная обработка сентиментальной баллады A.C. Пушкина «Под вечер, осенью ненастной», где изображаются страдания и горе обманутой девушки. Это раннее произведение Пушкина пользовалось большой популярностью в народе, печаталось в песенниках. Баллада записана под названием «Подкидыш», которое появилось на лубочных картинках, содержание ее было продолжением пушкинской баллады и изображало жизненную судьбу подкинутого ребенка. Характерно, что этот довольно длинный и типично женский текст был записан в Петину тетрадь юношей. От имени молодого человека помещен и женский городской романс «Как у нас под окном расцветала сирень».

Другие юноши оставили более «мужественные» тексты, среди которых встречаются популярные «песни нашего двора» «Девушка из маленькой таверны», «Мисс в серенькой юбке», а также героические «Песня о Ворошилове» и «Песня о Щорсе», «Кони вороные». Наименее типично смотрится в альбоме текст самодеятельного стихотворения «Вождю», посвященного И.В. Сталину.

Девичий альбом Томилова ПетиДевичий альбом Томилова ПетиДевичий альбом Томилова ПетиДевичий альбом Томилова Пети

Мальчишеские высказывания о любви носят шуточно-суровый характер:

Любовь есть кислая капуста,
Любовь есть чистая буза.
Кто влюбится в девчонку,
У того испорчены глаза.

Девичий альбом Томилова ПетиЗаписи от имени мальчиков довольно лаконичны: приводятся сло­ва песни, ставится дата и подпись. Девушки же более «щедры», ведение альбома — дело для них привычное. Они умело берутся за дело и превращают скромную тетрадь в настоящий альбом. Благодаря девушкам мы находим в Петиной тетради типичный набор текстов, без которых уже невозможно представить девичий альбом: «Кто пишет дальше всех, тот любит Петю больше всех», «Петя, вспомни порою, если я этого стою», и уже классическое:

Когда уедешь в край далекий,
Забудешь город и меня,
Тогда возьми альбом свой в руки
И вспомни, кто любил тебя.

Девушки записывают не только стихи и песни, но и наставления: помнить о быстро проходящем детстве, хорошо учиться:

Не нужно так сильно влюбляться,
Не нужно так сильно любить,
Не нужно по клубам шататься,
А нужно уроки учить.
Старайся учись, моя дорогая крошка.
Ведь время пройдет и настанет пора,
Сам не заметишь как будешь ты взрослым,
Но поздно учиться тогда.
И не забывать друзей:
Разреши, дружище Петя,
Вам на память написать,
И до самого до гроба
Будешь этим вспоминать.
Хоть пишу я некрасиво,
Зато пишу от всей души,
А многие пишут красиво,
Зато быстро забывают, кто есть ты.
Дают клятвы верности в дружбе и даже в любви:
Ты скоро отсюда уедешь,
Здесь скоро не будет тебя.
И там?.. Ты другую полюбишь,
Забудешь меня навсегда!!!
Но я тебя тогда забуду,
Когда завянет вся трава,
И сердце кровью обольется,
Тогда могу забыть тебя!

Пытаются рассказать о том, что такое любовь:

Любовь — это бурное море,
Любовь — это злой ураган,
Любовь — это горе и слезы,
Любовь — это просто обман.

Кто любит сильно и бурно,
Тот долго не может любить,
Он скоро полюбит и нежно полюбит,
Он скоро и может забыть.

Дополняют альбом гаданиями по обозначению письма, взгляда и по типу ношения кепки:

Вверх задрана — горжусь красотой,
на глаза — влюблен,
на бок — измена,
прямо — равнодушие.

Вклеивают картинки. Так, девушка Люся вклеила в альбом черно-белый портрет H.H. Пушкиной, вырезанный из журнала или книги. Внизу она подписала: «Петя!! Мне нравится очень портрет Натальи Николаевны. Поэтому я тебе его приклеила. Я думаю, тебе он тоже нравится».

Кроме всевозможных пожеланий, девушки записывают в альбом Пете популярные «жестокие романсы»: «Васильки», «Коломбина», вариант воровской Мурки - «Любка», песни из кинофильмов «Дети капитана Гранта» и «Случайная встреча».

Альбом оформлен карандашными рисунками, выполненными авторами стихов. Рисовали не только девочки, но и мальчики, которые старались красиво оформить название стихотворения и сделать рисунок, соответствующий песенной теме. Переводных картинок в тетради всего две, и, если речной пейзаж подходит к теме морского приключения из песни «Мисс в серенькой юбке», то упитанный карапуз в полосатых штанишках и с резиновым мячом в руках смотрится комично на фоне жалостливого текста о несчастном подкидыше.

В тетради имеются более поздние пометки и комментарии владельца, а следовательно, альбом выполнил свое основное назначение, сохранил память о годах юности.

В ходе подготовки выставки «Девичий альбом» в фондах Большереченского историко-этнографического музея В.В. Лопатиной было выявлено еще две тетради стихов, которые вели юноши. Одна из них принадлежит Анатолию Гиганову, в начале XX века росшему в многодетной семье среди сестер, увлекающихся альбомами. Вторая — Ивану Кореневу, воспитаннику детского дома. Тетрадь велась в середине 1920-х годов и заполнена революционно-демократической поэзией конца XIX века.

Таким образом, можно говорить о том, что альбомная традиция, приписываемая исключительно девичьему миру, не была чужда и юношам. Это подтверждается и устными опросами, проведенными автором статьи среди разных поколений людей. Конечно, для ведения альбомов юношами должны били сложиться особые условия: любовь к поэзии, закрытая среда (например, детский дом или тюрьма, где ведение различных альбомов — тоже своего рода традиция), влияние семьи.


  1. Лурье В.Ф. Девичий альбом XX века//Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М.} 1998.
  2. Новикова А. М. Русская поэзия XVIII- первой половины XIX в. и народная песня: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» М: Просвещение, 1982.