Погода в Омске

Статистика сайта

Просмотры материалов : 999537
Сейчас 40 гостей онлайн

Мы в контакте

Мы в twitter

Анонс

ВНИМАНИЕ!

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Анонс

АНОНС:

7+

 

Преподавателей, школьников и студентов

Омский музей просвещения

поздравляет с началом нового учебного года!

Предлагаем новые интерактивные беседы,

музейные уроки и пешеходные экскурсии!

 


«PRO школу». Познавательная викторина с элементами игры.

Завтра 1 сентября? А ты готов совершить back to shool? Если ты не уверен, то приглашаем тебя и твоих друзей на экспресс - проверку твоих знаний в #музейпросвещения. Игра будет транслироваться через интернет в режиме online.


«Лайфхак от Василисы»Мастер – класс.

Для чего были предназначены куклы в давние времена? Кем являются Десятиручка, Кулачники и Крупеничка? Об этом и многом другом вам расскажет Василиса Премудрая в компании с Бабой Ягой. Кроме этого, сказочные герои помогут ребятам создать настоящую традиционную игрушку под названием «Отдарок на подарок»!


«Чудеса кинематографа». Беседа – игра.

Кинематограф - таинственный и волшебный мир, зарождающийся в темном помещении. Участники увлекательной беседы узнают кто подарил нам «магию кино» и  какое отношение к этому имеет «волшебный фонарь». В конце беседы участников ждет игра, в которую они еще никогда не играли!


«Променад по Любинскому проспекту». Пешеходная экскурсия.

На прогулку по главной улице нашего города Вас приглашает «путешественник во времени» - воспитанница первой женской гимназии. Вы узнаете почему в начале прошлого века Омск называли Сибирским Чикаго, что такое «фоминские дешевки» и кем на самом деле была Любочка, подарившая свое имя проспекту.


«Две крепости. Прогулка по историческому центру Омска».

Пешеходная экскурсия.

Все омичи знают, что 300 лет назад, с крепости началось строительство нашего города, но не все знают, что было в Омске, по меньшей мере, две крепости, каждая из которых сыграла свою историческую роль.


«Узник омской крепости. Ф.М. Достоевский в сибирском остроге».

Пешеходная экскурсия.

Когда-то на территории Омской крепости располагался каторжный острог, обнесенный высоким частоколом. Здесь содержались преступники в суровых, нечеловеческих условиях. Самый известный каторжник омского острога - Ф.М. Достоевский, писатель с мировым именем, автор знаменитых романов-исследований, психологических детективов.


«Омские адреса А.В. Колчака». Пешеходная экскурсия.

Гражданская война 1918 – 1919 гг. Омск - столица Белой России. Прошло сто лет, а омские улицы до сих пор помнят блеск и нищету, взлёты и падения Верховного Правителя. Приглашаем Вас посетить несколько памятных адресов: резиденция Колчака, иностранные посольства, здания, в которых решались правительственные вопросы той эпохи. Эта экскурсия откроет Вам малоизвестные факты истории нашего города.


Заявки принимаются по тел. 23 02 09, наш адрес: ул. Музейная, 3.

История педагогического образования Западной Сибири:
Сборник научных статей и материалов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 224 с.

 

Печатается по решению редакционно-издательского   совета   Омского государственного педагогиче­ского университета.

 

Редакционная коллегия:

Бударин М. Е. (ответственный редактор), доктор исторических наук, Головнева Н. М. (ответственный секре­тарь), Медведицков А. П. кандидат психологических наук, Скандаков И. Е. (заместитель ответственного редактора), Чуркин К. А., кандидат исторических наук.

Сборник содержит материалы 3-ей научно-практической конфе­ренции "История педагогического образования Западной Сибири", посвященной 70-летию Омского государственного педагогического университета и 200-летию Министерства образования России. Конфе­ренция состоялась в октябре 2002 года на базе Омского государствен­ного педагогического университета и Омского музея истории народно­го образования. В конференции приняли участие учителя школ Омска и Омской области, преподаватели вузов и средних специальных учеб­ных заведений, ученые, краеведы и музейные работники. В сборнике также представлены документы и исследования по истории народного образования из фондов ОМИНО. Книга представляет интерес для всех, увлекающихся историей, краеведением, педагогикой и музееведением Омского Прииртышья и рекомендуется к использованию в педагоги­ческой и преподавательской работе.

Рецензент:

М. И. Машкарин, кандидат исторических наук

© ГУ ОМИНО, 2002 г.

© Авторы, 2002 г.

© Омский государственный педагогический университет, 2002 г.

 

Содержание


ЮБИЛЕЙНАЯ РУБРИКА

Составили: Леонтьев М. В., Прудцких В. А., Шадрина Н. В.

Справочные данные о министрах народного просвещения.............................................................. 5


Леонтьев М. В., Шадрина Н. В. 200 лет народного образования (комментарий к выставке, подготовленной омским музеем истории народного образования)............................ 17


Шадрина Н. В. "200 лет министерству образования России" (каталог-выставки)..................27



ИСТОРИЯ ОМСКОЙ ШКОЛЫ В ДОКУМЕНТАХ И ИССЛЕДОВАНИЯХ

Жук А. В. Учебные заведения Омска накануне 1-й мировой войны (материалы к справочнику)............................................................................................................................................ 33


Русаков М. П. Воспоминания о работе в Омском Государственном Педагогическом Институте им. А. М. Горького (1937-1941 гг.)...................................................................................... 43


Кропачева Ф. Г. Воспоминания Ф. Г. Кропачевой о Григории Степановиче Парфенове...... 45

 


МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

"ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАПАДНОЙ СИБИРИ"

Адам Я. В. Личные коллекции учителей в фондах Горьковского музея..................................... 54


Адам   Т. П. Руководители  системы   образования     в  фондах Горьковского музея.............. 56


Андрианова О. В., Андрианов А. И. Учительство Тюкалинского уезда в период 1900-1917 годов........................................................................................................................................................... 61


Бетхер А. Р. К вопросу о состоянии школьного образования в немецких селениях Омского уезда в начале XX в................................................................................................................................. 72


Бойко Т. Е. Коллекция документов музея школы № 18г. Омска о первых педагогах............... 75

 

Букин А. Ф. Библиотеки политических ссыльных Западной Сибири 1905-1917 гг...................78

 

Гаврилов В. В. История становления и развития Сибирского профессионально-педагогического колледжа......................................................................................................................86


Головнева Н. М. Из истории педагогического образования в Омске.........................................88


Гунина Т. И. Народный музей в системе дополнительного обра­зования (на примере музея истории детского движения г. Омска и Омской области)................................................................90

 

Дежурова Л. Н. Страницы истории Нижне-Карбышевской советской школы I ступени (1920-1925).................................................................................................................................................96

 

Карабанова Е. В. Учителя-фронтовики в фондах Горьковского музея....................................100

 

Коников Б. А. Некоторые итоги работы по паспортизации памятников археологии Омской области......................................................................................................................................................103


Костенко С. В., Дьяченко Г. Д., Калинина М. Деятельность сибирского педагога в      развитии  национально-регионального образования.....................................................................106

 

Куроедов М. В. Развитие народного образования в Омском районе в 1945-1991 гг...............116


Лаптева О. И. Рефлексия опыта работы А. С. Макаренко в пе­дагогической деятельности коллектива Артынского детского дома...............................................................................................127


Лескина Е. В. Фалькович Н.С. о некоторых аспектах развития рынка туристических услуг ....................................................................................................................................................................130


Медведицков А. И. О педагогических исследованиях сотрудников кафедры педагогики и психологии ОмГПИ в 60 80-х годах XX в..........................................................................................141

 

Пластун В. В. Подготовка кадров для железнодорожного транспорта в вузах и техникумах Западной Сибири в 1946-1955 годы....................................................................................................147


Плахотник Т. Ю. Необходимость профессионального образования казахского населения Степного края и Омская учи­тельская семинария в начале XX в.................................................156


Поспелова Л. Б. Материалы личных коллекций известных омских ученых и педагогов, их роль в изучении истории народного образования (из фондов ОГИК музея)........................... 160

 

Поспелова Л. Б. Материалы по истории народного образования в Омске в советское время в личной коллекции Эрахмиэля Яковлевича Лейфера, Заслуженного учителя школы РСФСР
(из фондов ОГИК музея)...................................................................................................................... 163


Реснянский Ю. И., Реснянская А. О. Забытые названия школ Омска в 1920-1930 годы..168


Свиркин Н. А. Школы Павлоградского района до 1917 года....................................................... 171


Сизов С. Г. Особенности развития образования и науки в Омске в годы "оттепели" (март 1953-1964 гг.)........................................................................................................................................... 176


Суховецкий В. А. Красноярская второклассная церковно­-приходская школа (1896-1917 г.)............................................................................................................................................................... 187


Уточкина С. С. Из 65-летней истории школы (100/138 Железнодорожная)......................... 196


Чеченина Л. И. Развитие образования в Саргатском районе во второй половине XIX - начале XX веков.................................................................................................................................... 203


Шадрина Н. В. Судьба музея истории Ом ГПУ............................................................................ 210


Шевелева Л. В. История Омского педагогического института в документах ЦДНИОО....... 213


Сведения об авторах.................................................................................................... 217

Список сокращений.................................................................................................... 218