Погода в Омске

Статистика сайта

Просмотры материалов : 999534
Сейчас 37 гостей онлайн

Мы в контакте

Мы в twitter

Анонс

ВНИМАНИЕ!

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Анонс

АНОНС:

7+

 

Преподавателей, школьников и студентов

Омский музей просвещения

поздравляет с началом нового учебного года!

Предлагаем новые интерактивные беседы,

музейные уроки и пешеходные экскурсии!

 


«PRO школу». Познавательная викторина с элементами игры.

Завтра 1 сентября? А ты готов совершить back to shool? Если ты не уверен, то приглашаем тебя и твоих друзей на экспресс - проверку твоих знаний в #музейпросвещения. Игра будет транслироваться через интернет в режиме online.


«Лайфхак от Василисы»Мастер – класс.

Для чего были предназначены куклы в давние времена? Кем являются Десятиручка, Кулачники и Крупеничка? Об этом и многом другом вам расскажет Василиса Премудрая в компании с Бабой Ягой. Кроме этого, сказочные герои помогут ребятам создать настоящую традиционную игрушку под названием «Отдарок на подарок»!


«Чудеса кинематографа». Беседа – игра.

Кинематограф - таинственный и волшебный мир, зарождающийся в темном помещении. Участники увлекательной беседы узнают кто подарил нам «магию кино» и  какое отношение к этому имеет «волшебный фонарь». В конце беседы участников ждет игра, в которую они еще никогда не играли!


«Променад по Любинскому проспекту». Пешеходная экскурсия.

На прогулку по главной улице нашего города Вас приглашает «путешественник во времени» - воспитанница первой женской гимназии. Вы узнаете почему в начале прошлого века Омск называли Сибирским Чикаго, что такое «фоминские дешевки» и кем на самом деле была Любочка, подарившая свое имя проспекту.


«Две крепости. Прогулка по историческому центру Омска».

Пешеходная экскурсия.

Все омичи знают, что 300 лет назад, с крепости началось строительство нашего города, но не все знают, что было в Омске, по меньшей мере, две крепости, каждая из которых сыграла свою историческую роль.


«Узник омской крепости. Ф.М. Достоевский в сибирском остроге».

Пешеходная экскурсия.

Когда-то на территории Омской крепости располагался каторжный острог, обнесенный высоким частоколом. Здесь содержались преступники в суровых, нечеловеческих условиях. Самый известный каторжник омского острога - Ф.М. Достоевский, писатель с мировым именем, автор знаменитых романов-исследований, психологических детективов.


«Омские адреса А.В. Колчака». Пешеходная экскурсия.

Гражданская война 1918 – 1919 гг. Омск - столица Белой России. Прошло сто лет, а омские улицы до сих пор помнят блеск и нищету, взлёты и падения Верховного Правителя. Приглашаем Вас посетить несколько памятных адресов: резиденция Колчака, иностранные посольства, здания, в которых решались правительственные вопросы той эпохи. Эта экскурсия откроет Вам малоизвестные факты истории нашего города.


Заявки принимаются по тел. 23 02 09, наш адрес: ул. Музейная, 3.

История образования и просвещения в Сибири и Казахстане, 2009 год


Уважаемые читатели!

Предлагаем познакомиться со сборником статей, подготовленных по результатам работы II-ой Всероссийской научно-практической конференции «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане», посвященной 125-летию со дня рождения омского педагога А.С. Сливко. В адрес оргкомитета поступило 45 заявок из научных центров Российской Федерации (Новосибирск, Омск, Сургут, Тобольск, Томск), а также из районов Омской области: Нововаршавского, Тарского, Седельниковского, Калачинского, Знаменского. В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели вузов и средне-специальных образовательных учреждений, учителя школ, студенты, специалисты музейного дела. Было заслушано 29 докладов.

В сборнике опубликованы работы по разнообразной тематике: судьбы ученых и педагогов, история создания и развития учебных заведений, проблемы образования, просвещения и воспитания, вопросы музееведения. Книгу открывают юбилейные статьи: биография первого директора Омского педагогического университета Александра Сергеевича Сливко и работа Г. М. Патрушевой и Н. В. Кулешовой, посвященная 10-летию специальности «Музеология» в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского. Специальность «Музеология» открылась на историческом факультете ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в 2000 г., первоначально на базе кафедры этнографии и музееведения. Кафедра музеологии на историческом факультете была образована в 2002 г., а с 2009 г. стала называться кафедрой музеологии, экскурсоведения и туризма.

Омский музей просвещения и ОмГУ им. Ф. М. Достоевского связывает многолетнее сотрудничество: проведение историко-педагогических экспедиций, музейной практики, научно-практических конференций, осуществление выставочных и издательских проектов. В настоящем сборнике, как и в прошлом году, представлены учебно-методические материалы к учебным дисциплинам по специальности «Музеология», специализации «Организация туристической деятельности», разработанные сотрудниками кафедры музеологии. Последний раздел, по традиции, составили публикации Омского музея просвещения.

Статьи и материалы, опубликованные в сборнике, будут востребованы учеными, преподавателями, студентами и всеми, интересующимися музееведением, педагогикой, краеведением, историей образования, просвещения, воспитанием и культурой Сибири и Казахстана.

 

История образования и просвещения в Сибири и Казахстане:

Сборник науч­ных статей и материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения омского педагога А.С. Сливко.

Омск, 30-31 октября2009 г.

Ред.: И.Е. Скандаков, Ю.П. Зародова, М.В. Скандакова.

Омск: Издательство «Амфора», 2010. 326 с.


Издание осуществлено при финансовой поддержке кафедры музеоло-гии, экскурсоведения и туризма Омского государственного университе­та им. Ф. М. Достоевского.

Сборник включает статьи и материалы Второй Всероссийской науч­но-практической конференции «История образования и просвещения в Си­бири и Казахстане», которая состоялась в г. Омске 30 - 31 октября 2009 г. и была посвящена 125-летию со дня рождения омского педагога А. С. Сливко. Представлены работы ученых, музейных работников, преподава­телей школ и средне-специальных учебных заведений. Особый раздел со­ставили учебно-методические материалы, разработанные учеными ка­федры музеологии, экскурсоведения и туризма ОмГУ им. Ф. М. Достоевс­кого по специальности «Музеология» специализации «Организация ту­ристической деятельности».

Для историков, музейных работников, педагогов, учащихся.

Рецензент: к.и.н. Г.М. Патрушева.

 

Содержание


Биография Александра Сергеевича Сливко......................................................................................... 4


Патрушева Г. М., Кулешова Н. В. К 10-летию деятельности специальности «Музеология» в омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского 2000-2010 гг. ...........................6

 


Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане»


Балабонкин И. Б. Архимандрит Иннокентий (всемирно известный историк, археолог, издатель, педагог Просвирнин А. И.) - уроженец г. Омска.............................................................. 14


Безбородова Т. Б. Организационные структуры управления воспитатель­ным процессом в классном коллективе гимназического образования......................................................................... 21


Белокрыс М. А., Кузнецова С. В. Традиции семейного музыкального воспитания и образования в Сибири (на примере династии Каторгиных).......................................................... 27

 

Воробьёв-Исаев А. А., Воробьёва-Исаева Л. Ф., Поданёва Н. В. «Сокровища реки огненной белки»: экскурсия-соревнование как форма работы школьного музея....................... 33


Воробьёв-Исаев А. А., Воробьёва-Исаева Л. Ф. Реализация творческого потенциала детей в Шайтанской археологической экспедиции.......................................................................... 37


Дианов А. Г. Состояние всеобщего начального обучения в Восточно-Сибирском крае в начале 30-х гг. (1931-1933 гг.), по материалам рабоче-крестьянской инспекции....................... 40


Дуплякова Е. Н, Прусс А. А. Философия учителя: вчера, сегодня, завтра............................. 47


Емельянова Н. М. Религия и образование в казахской степи второй половины ХVIII -начала ХIХ века в контексте интеграционной политики Российс­кой империи......................... 52


Еремеева О. И. Учитель детей Севера.............................................................................................. 58


Жидченко А. В. Школы в пространстве городского района (на материалах Омского городка Нефтяников)............................................................................................................................................. 61


Изотова А. Ф., Кондеева Л. А. Некоторые подробности жизни и бытия Зубаревой К. А.—ученого, педагога и общественного деятеля....................................................................................... 68


Ищенко О. В. Материальное положение воспитанников средних учебных заведений Степного края в начале XX в................................................................................................................. 72


Кичигина Л. Я. Циолковский К. Э. и Омская земля. Итоги поисково-исследовательской работы членов Образцового музея космической славы им. К.Э. Циолковского.......................... 77


Конева И. Л. Родькин Петр Дмитриевич -история одной судьбы.............................................. 85

 

В. А. Крайнева. Культурно-воспитательное значение природы................................................. 90


Крючева Е. Г., Прищепа Е. П. Проблемы преподавания краеведения с этнокультурным компонентом (история российских немцев) в национальном развитии обучающихся в школе «Видергебурт».......................................................................................................................................... 95


Левшина Н. С. «Сильвестровский меридиан» (итоги телекоммуникационного проекта).. 100


Меньшикова Г. И. Из истории Увалобитиинской средней школы......................................... 107


Можан Н. И. Роль Дома дружбы в формировании толерантности жителей г. Тара............ 116


Мордкович Т. П. Музей как зеркало эпох (духовно-нравственный аспект)........................... 120


Налобина И. Б., Савина Н. Ю., Хомина О. Н. Его пример - другим наука........................123

 

Озерова О. А. Политика обкомов ВКП(б) в русских и мусульманских школах Западной Сибири (1928-1939 гг.).......................................................................................................................... 128


Плахотник Т. Ю. Проблемы функционирования начальных образователь­ных учреждений Степного края......................................................................................................................................... 132


Подсвирова С. П. История преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности) в Омске............................................................................................................... 138


Прусс А. А., Дуплякова Е. Н. Пространство памяти на просторах сети................................ 145


Путинцева Т. А. История души человеческой............................................................................ 147


Путинцева Т. А. «Я памятник любви, исполненной добра...» (Из истории Свято—Никольского Казачьего кафедрального собора. Сцена­рий документального фильма)..............151


Савина Н. Ю., Хомина О. Н. Возможности применения электронного учебника при изучении предмета «История России» (из опыта работы)............................................................ 158

 

Серобабов С. П. От школы грамоты к современному инновационному образовательному учреждению. К 115-летию Кейзесской школы.................................................................................. 163


Соловьев А. М. История общего образования в Калачинском районе Омской области...... 166


Степаненкова З. В. К вопросу о преобразовании Тобольской повивальной школы в повивально-фельдшерскую.................................................................................................................. 173


Сулейманова К. О. Благотворители и благотворительность в России и Сибири как трансформационный этап в просветительской, педагогической и культурной деятельности.179


Сулимов В. С. Курсы по сельскому хозяйству для учителей школ Тобольской губернии в начале XX века ...................................................................................................................................... 184


Суркова Г. В., Клишейко Н. В. Некоторые аспекты воспитания в современ­ной школе... 189


Суркова Г. В., Литвиненко И. М. Ступени профильного обучения в МОУ «Гимназия № 12» г. Омска............................................................................................................................................. 194

 

Чередова Л. В. Формирование гражданственности и патриотизма учащихся посредством школьного исторического краеведения (из опыта работы) ...........................................................199

 

Чередова Л. В. Внеурочная деятельность по истории как средство развития личности школьников (из опыта работы).......................................................................................................... 204


Чередова Л. В. Из истории Шуховской школы Знаменского района Омской области (1905-1941 гг.......................................................................................................................................................209


Чуркина Н. И. Регионализация педагогического образования Западной Сибири (конец XIX- начало XX вв.): национально-этический аспект............................................................................. 215


Чухин С. Г. Социальная самореализация сельской молодежи как фактор становления гражданского общества........................................................................................................................ 222


Шулдяков В. А. Братья Евгений и Владимир Полюдовы — казаки, учителя, революционеры, совработники......................................................................................................................................... 228


Щербин Н. М., Шелегина О. П., Запорожченко Г. М. Из опыта деятельности Музея СО РАН по использованию новационных форм работы...................................................................... 237

 



Учебно-методические материалы к лекционным курсам по специальности «Музеология», (специализация «Организация экскурсионно-туристической деятельности») кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского


Патрушева Г. М. Учебно-методический комплекс дисциплины «Этно­логия».................. 245


Жигунова М. А. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русские сибиряки: «Проблемы самосознания и культуры»............................................................................................ 255


Смелякова А. В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Музеи под открытым небом»......................................................................................................................................................266


Ландик О. А. Программа и методические рекомендации к курсу «История туризма»........ 272


Ландик О. А. Программа и методические рекомендации к курсу «Управле­ние персоналом в туризме»................................................................................................................................................. 280

 


Публикации Омского музея просвещения


Скандакова М. В. Отчет Омского музея просвещения за 2009 год......................................... 289


Зародова Ю. П. Девичий альбом Томилова Пети....................................................................... 302


Рудницкая С. Е. Музей истории ОмГТУ: прошлое и настоящее............................................... 307


Скандакова М. В. Ребенок и война, или повседневная жизнь Гали Птицыной.....................312

 


Список сокращений .............................................................................................................................. 318

Сведения об авторах...............................................................................................................................319